Есть ответ 👍

Сочинение на тему павел и базаров - антиподы в романе отцы и дети

217
495
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


тургенев показал социальный конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами, носителями которого в романе стали нигилист базаров и дворянин павел петрович кирсанов.

насколько они противоположны друг другу, показывает подробное описание внешности героев. «изящный и породистый» облик павла петровича, его , классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивая рука с длинными розовыми ногтями» обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. в портрете же базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как «широкий лоб», «крупные выпуклости просторного черепа», которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, определяющую их дальнейшие отношения. значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более что автор настойчиво противопоставляет «плебейские манеры» базарова изысканному аристократизму павла петровича.

основной принцип построения романа — антитеза; и это видно уже из названия романа, в котором как бы противопоставляются два поколения: старшее и младшее. но в самом романе конфликт носит не возрастной, а идейный характер, т. е. это не конфликт двух поколений, а конфликт двух мировоззрений. как антиподы воспринимаются в романе евгений базаров (выразитель идеи демократов-разночинцев) и павел петрович кирсанов (главный защитник мировоззрения и образа жизни либерального дворянства). столкновения и споры, составляющие основу сюжета романа, позволяют понять сущность их взглядов.

но нельзя не заметить и сходства между ними. и базаров, и кирсанов — две умные, сильные и волевые личности, которые не чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. павел петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. а аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину.

эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, , философские, культурные вопросы, волнующие общество в начале 60-х годов xix века. но обращает на себя внимание особый характер споров кирсанова с базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. если павел петрович утверждает незыблемость авторитетов, то базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. во взглядах павла петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами.

  нигилист базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, разрушающей ненавистный ему уклад жизни. слишком далеко зайдя в своем отрицании, никаких созидательных целей герой перед собой не ставит. вспомним его парадоксальные афоризмы: «порядочный в двадцать раз полезнее всякого поэта», «рафаэль гроша медного не стоит» и т.д. вообще возникает ощущение, что базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. кроме того, евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь. это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. создается впечатление, что базаров пытается убедить, прежде всего, самого себя в том, что искусство, чувства — это чепуха, «романтизм». он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. герой не скрывает больше свой «романтизм», трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной россии, переосмысливая свое отношение к жизни. в этом последнем испытании базаров обретает цельность и стойкость духа, ему встретить смерть достойно.

громадный потенциал этой могучей, неординарной натуры остался без применения. базаровский нигилизм узок и ограничен, поэтому он не дал ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в . живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты и кирсановы, отгородившись от социальных проблем окружающей действительности. жизнь их нельзя назвать состоявшейся. трагический разлад в романе тургенева между поколениями, отказывающимися понять друг друга, — главная идея романа.

seksi2505
4,6(76 оценок)

ответ:

не

объяснение:

Популярно: Литература