Ответы на вопрос:
л́́ирика лермонтова составляет важнейшую часть его лит. наследия. по характеру дарования л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что придает творчеству л. исключит. целостность и единство (см. лирический герой). лирика л. обозначила послепушкинский этап в развитии рус. поэзии (см. 19 века), отразила важный сдвиг в обществ. сознании передовой дворянской интеллигенции, к-рая не мирилась с отсутствием духовной и политич. свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. наследуя традиции гражд. поэзии декабристов и а. с. пушкина, лермонт. лирика развивалась в русле рус. романтич. поэзии 30-х гг. и европ. романтизма (см. дж. байрон). признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в осуществимость обществ. идеала в условиях социальной изоляции предопределили протестующий и трагич. характер лермонт. лирики. сознание распавшейся связи времен порождало чувство . несвоевременности, усугубляло свойственные л. вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с толпой и самим богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. противопоставление романтич. личности «целому миру» выливается не только в «тяжбу с богом» и мятежный протест, но также в остро переживаемое ощущение собств. избранничества: герой ранней лирики л. — могуществ. личность, убежденная в роковой предначертанности своей судьбы, способная единолично разрешить коренные вопросы нравств. и социального устроения мира. высокий провиденциальный смысл личной, гражд. и поэтич. миссии — один из постоянных мотивов юношеской лирики. лирика раннего л. (1828—32) обладает ярко выраженными особенностями, отличающими ее от зрелой. в соответствии с умонастроением поэта излюбленным жанром его ранней лирики становится монолог-исповедь. к этой форме тяготеют жанры медитации, элегии, послания, романса, к-рые обнаруживают способность к трансформации и «вмещению» многообразных лирич. переживаний (см. жанры). менее продуктивны в этот период сатира, аллегория, эпиграмма. сатирич. и эпиграмматич. наследие л. невелико; почти отказавшись от сатиры как жанра, л. широко использует сатирич. элемент в составе иных жанров. аллегории же типа стих. «жалобы турка» совершенно исчезают из лирики л., но с аллегориями философско-медитативного плана («чаша жизни») генетически связаны многие пейзажно-символические стихотворения (от «паруса» до «листка»). на идее личности как субъекте лирич. переживаний («я сам собою жил ») обусловила прорыв л. из общеромантич. круга эмоций к неповторимо индивидуальным (см. сушковский цикл, ивановский цикл). первоначально лирич. «я» у л. еще во многом условно
Популярно: Литература
-
rezistol22829.04.2022 19:01
-
Gaka411200921.03.2022 00:24
-
madisha1204.10.2022 13:00
-
SashaUshanka22.07.2022 13:29
-
SashaSvey27.01.2023 14:45
-
Mariya05010.05.2023 14:33
-
kz666zlo119.05.2023 17:11
-
асаль1431.01.2021 06:24
-
elbrusikus20.05.2023 11:05
-
Yulyaisaeva200516.04.2022 04:22