Обоснуйте, почему права были разделены на права первого и второго поколения
256
324
Ответы на вопрос:
Как отмечалось выше, основные, права вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, , культурную. в соответствии с этим они структурируются по категориям и наименованиям. однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. отсюда — появление понятия "поколения прав человека". первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. речь идет о личных (гражданских) и политических правах — праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требовании справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав. в конце xix — начале xx в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных. так были положены начала второго поколения прав человека. широкий набор таких прав был закреплен в конституции 1936 г., хотя некоторые из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в конституции рсфср 1918 г. параллельно с социальными преобразованиями в советском союзе шла реформация отношений, поскольку реальная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшей большое значение в xx в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран. и хотя социальная защищенность гражданина в оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала воздействие на мировое общественное сознание, на формирование прав второго поколения. немаловажное значение имела и боязнь социальных взрывов и потрясений в буржуазных государствах, которые могли спонтанно возникнуть как под воздействием внутренних кризисных состояний общества, так и на основе опыта советского союза1, а также массированной пропагандистской кампании, которая в течение многих лет велась коммунистическими партиями, ссылавшимися на "великие социальные завоевания" трудящихся советского союза. нормативное выражение социальных, , культурных прав — права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права участие в культурной жизни общества и др. — во всеобщей декларации прав человека и особенно в международном пакте об , социальных и культурных правах явились огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении. права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. это связано с позицией по отношению к ним государства. права первого поколения в буржуазной, политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществление гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника осуществления политической власти). речь шла прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу 35 1 права человека накануне xxi века. м., 1994. с. 201. общественной жизни и культуры. образно эта идея была выражена н.м. коркуновым: "для того, чтобы вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное". иная природа у социальных прав. для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. ряд современных буржуазных государств не присоединились к
Популярно: Обществознание
-
KarinaMalfoy0820.01.2023 06:06
-
12345149925.05.2023 16:58
-
miki6529.03.2020 10:25
-
Olgadaleewa30.08.2022 03:21
-
Оксана099029.01.2022 22:03
-
2006ksenia200614.10.2021 13:29
-
878v87816.12.2021 23:16
-
samat31408.11.2020 01:03
-
Anna282005u09.01.2023 10:52
-
frondron02.08.2022 15:33