Ответы на вопрос:
на территории современного казахстана сложилось так, что разные религии имели влияние: буддизм, христианство, позднее ислам о чем говорят различные памятники, в том числе археологические находки. казах считал себя мусульманином, но соблюдал обряды не только ислама, но и доисламских религий. самой ранней формой религии был шаманизм, тенгрианство.
шамана казахи называли баксы, который обладал способностью гипноза и обычно лечил больных ночью, при свете шам (светильника). от тюркского слова «шам» происходит и само название «шаман». при лечении шаман демонстрировал различные представления, вроде того, что может босиком стоять на раскаленном докрасна железном предмете, разжевывать саксаульный жар и т.д. у всех тюркских этносов шаманизм является самой древней формой религиозных верований.
шаман не только своеобразный лекарь, но и религиозный человек. он во время своих представлений называет имена различных животных, считая их своими предками (тотемами).
у казахов, издревле, часто употребляемым святым, божественным словом было кудай. тюркоязычные народы еще до возникновения исламской религии бога называли кудай. это слово встречается в священной книге «авеста» зороастрийской религии. слово кудай означает луну, приносящую счастье, богатство. следовательно, луна возведена до уровня бога. луна по сей день почитается , наряду с солнцем. но далекие предки казахов (скифы, массагеты) считали богом, не луну, а солнце. древние казахи обращались солнцу, к востоку, поклоняясь ему.
казахи и по сей день наряду со священным словом «кудай» употребляют слово
тәнір как синоним бога и у казахов оно означало и не луну, и не солнце, а все голубое небо.
помимо вышеназванных религии на территории казахстана распространение имело и христианство несторианского толка, привнесенное сюда миссионерами.
общеизвестно, что природа не терпит пустого пространства, так и у кочевников идейной пустоты не было. поэтому в кочевой степи стала распространяться новая религия – ислам, ставшая господствующей религией в казахском обществе. распространение ислама тесно связано с именем ходжа ахмеда ясави - родоначальника тюркской традиции в суфизме, основавшего орден йасавий (султанийа), от которого развились различные ответвления. конгрегация йасавийа сыграла важную роль в исламизации тюркских народов, в том числе и казахов. характерной чертой учения йасавийа было то, что оно было учением странников, в котором существенная роль принадлежала религиозной практике, близкой древней религии тюрков. так, в учении йасавийа получил развитие громкий зикр (джахр).
основой учения ходжа ахмеда ясави, сделавшего ислам близким и понятным коренному населению была любовь и преданность человека к всемогущему богу - аллаху, который всегда на стороне честных, чистых душой, а также всех обиженных, оскорбленных, униженных. ходжа ахмад ясави является автором известного сборника суфийских стихотворений, написанных на тюркском языке – «диван-и хикмат» («премудрость»).
распространение ислама началось со строительства мечети, открытия медресе, создания библиотеки. основными догматами ислама являются: ежедневное чтение пятикратного намаза, посещение мечети, особенно по пятницам, ежегодное соблюдение постов в священный месяц рамадан., совершение хотя бы один раз в жизни паломничества в мекку, а также мусульманские законы шариата.
исламизация казахской степи, присходившая прежде всего в форме суфизма, свидетельствует о значительном влиянии мусульманского мистицизма на формирование местных образов святых. среди многочисленных объектов почитания у казахов особое место занимает святыня ходжа ахмеда ясави, которая представляет собой центральное святилище из целого комплекса святынь, связанных с именем знаменитого святого, снискавшего г. туркестану славу «малой мекки». а недалеко от городища отрар находится мавзалей святого арыстан-баба, который, согласно преданию, являлся духовным наставником ахмада ясави. эти святыни являются наиболее почитаемыми в казахстане.
в советское время диктатура партийной идеологии хотела вытравить из сознания людей религиозные представления. перестали действовать религиозные учреждения: церкви, костелы, мечети. представители религиозного культа жестоко преследовались. в казахстане в результате политики советов уничтожались, сжигались подряд все книги, написанные по-арабски. неграмотные люди не различали, какие из них религиозные, а какие , . в результате были потеряны многие ценные источники духовной культуры.
после развала и получения казахстаном независимости действительно установилось конституционное право свободы совести. открылись мечети в городах, районах, создано духовное мусульман казахстана. возродили работу все конфессии. происходит духовное самоочищение народа. многие стали соблюдать пост ораза как способ укрепления здоровья путем воздержания. ежегодно сотни мусульман совершают хадж в мекку. казахстан стал страной, где царит всеобщее духовное согласие и сотрудничество во имя прогресса.
Популярно: История
-
ismaildior20092018.05.2023 20:26
-
Катя4681190927.09.2020 06:29
-
НастяТептюк02.12.2021 02:21
-
SofiaShpakivska31.03.2022 04:32
-
Halula17.04.2022 17:18
-
VickaBro22.07.2020 12:43
-
iyliaz4ay17.04.2023 12:00
-
kamillikoryan27.12.2020 06:44
-
vmailiki1418.03.2020 23:31
-
Пикачу111111111125.06.2023 23:42