Ответы на вопрос:
ответ: кризис средневековых представлений о человеке и обществе
на уроках вы узнали, что мировоззрение европейцев в средние века полностью определялось христианством. философия была призвана подтверждать религиозные истины, не случайно ее называли «служанкой богословия» . в то же время христианство привнесло новые идеи в пришедшую из античных времен философскую мысль. прежде всего изменился взгляд на человека. если в философии древних он был одним из созданий, существовавших в космосе наряду с другими, то в средние века утвердилось иное понимание: человек — главное творение бога, оно бесконечно ценнее любого другого земного творения.
в представлениях древних греков добродетель была важна сама по себе; христианство, исходя из идеи первородного греха человека и его будущего спасения, стало рассматривать добродетельную жизнь как путь к этому спасению. на смену распространенным в греко-римском мире на как циклический круговорот пришло осознание линейного (направленного к судному дню) характера .
средневековье имело своих титанов мысли. к их числу следует отнести в первую очередь августина (354—430 гг.) , создавшего учение о «божьем граде и граде земном» : в земном государстве правители назначены богом для поддержания порядка, церковь как организация необходима для спасения души. своего рода синтез учения аристотеля и христианства предложил другой мыслитель той эпохи фома аквинский (1225(26)—1274 гг.) . разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах. универсум создан богом, следовательно, разум и вера (откровение) существуют в неразрывной гармонии. так же как и аристотель, фома рассматривал человека как разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе — необходимое условие самореализации. почти через 50 лет после смерти фома аквинский был канонизирован католической церковью, а в xix в. его учение было признано ее официальной философией (томизм) .
первые удары по средневековому образу мышления нанесли те, кто совсем не желали подрывать духовный авторитет церкви, — теологии, францисканцы р. бэкон (1214—1292 гг. ) и у. оккам (1285—1349 гг.) . бэкон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры, что неизбежно вело к ослаблению зависимости классической философии от теологии. философ считал, что приобретение нового знания связано скорее с опытом, чем с опорой на авторитет священного писания. у. оккам утверждал, что реальность бога нельзя установить логическими средствами (к этому стремился, в частности, ф. аквинский) , нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к богу — это вера.
новую брешь в традиционных представлениях пробили м. лютер (1483—1546 гг. ) и его сторонники. вера не только единственная, но прямая и непосредственная связь с богом. церковно-обрядовое понимание спасения было подвергнуто критике. из курса вы знаете, что этот период пересмотра взглядов на роль церкви в спасении души верующего получил название реформация.
эпоха возрождения принесла с собой интерес к античной греческой философии, к человеку. одним из влиятельных направлений в духовной культуре стал гуманизм. все большее внимание стало уделяться опыту реальной жизни, его осмыслению и преобразованию. развитие эмпирических исследований вскоре к исключительным успехам в области науки. н. коперник предложил новую астрономическую модель с солнцем в центре планетной системы. огромный вклад в развитие и естествознания внесли г. галилей и и. ньютон. наука, а не теология становится верховным авторитетом в вопросах истины.
поиски более светских обоснований захватили и философские исследования, направленные на осмысление общества и его институтов.
объяснение:
Популярно: История
-
234567823456727.08.2021 18:00
-
Djamila110820.06.2021 16:00
-
5757azfffgghhhj31.08.2021 20:33
-
mashenkalarchenko24.05.2020 13:47
-
aimsen23.09.2020 10:32
-
kristinasaib112.01.2021 09:48
-
Иваныч7106.08.2021 21:58
-
dukamaksim609.03.2022 10:55
-
Марк080802.10.2022 23:55
-
Sergei7403.08.2021 23:42