Ответы на вопрос:
шапка мономаха — главная регалия великих князей и царей, одна из царских шапок. символ самодержавияна руси. представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно среднеазиатской работы конца xiii(13) — начала xiv (14)века с соболиной опушкой, украшенный жемчугом, рубинами, и увенчанный крестом.
«шапка мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в оружейной палате московского кремля. начиная с ивана калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».
легенда ишапка представляет собой среднеазиатский головной убор — борик. не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар узбек-хана юрию даниловичу или ивану калите, которым он покровительствовал. среди распространено мнение, что шапка мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта москвы в начале xiv века. н. с. борисов, например, пишет: «тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. среди существует мнение, что шапка мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан узбек наградил за преданность ивана калиту».
в связи с переориентацией московского княжества с золотой орды на византию происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «москва — третий рим». в «сказании о князьях владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора константина ix мономаха своему внуку, киевскому князю владимиру всеволодовичу мономаху, должен был символизировать преемственность власти правителей от византийских императоров. в действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как с (константин умер в 1055 году, когда владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит киев, была довольно скромной), так и с искусствоведческой точки зрения.
впервые наименование «шапка мономаха» появляется в источниках в летописной редакции чина поставления дмитрия, внука ивана iii, на великое княжение, составленной в 1518 г. шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на русь, сами отправили за ней экспедицию в вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя навуходоносора вблизи гробницы трёх отроков
особый статус венца диктовал его использование — до конца xvii (17)века при поставлении на престол всех государей. царь надевал шапку мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». этот венец входил в состав большого наряда. последним царём, венчанным на царство шапкой мономаха, был иван v, соправителем которого был его брат пётр i, в 1682 году. сам пётр i, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство шапки мономаха, однако с и не на столь высоком художественном уровне. шапка второго наряда также хранится в оружейной палате.
Популярно: Окружающий мир
-
zmeya923.05.2021 01:42
-
Myrzik00728.01.2022 12:29
-
sasagolyakov31.03.2023 02:35
-
danilcoptsov118.07.2021 07:16
-
bezlikaya128.02.2022 03:03
-
lamptambler12.11.2020 16:57
-
Deadcroissant106.02.2020 16:45
-
sabrinairnfd09.07.2021 02:37
-
Ярослав449708.05.2020 12:34
-
Alexsandra219527.01.2021 14:17