Xrayl
05.07.2022 12:22
Қазақ тiлi
Есть ответ 👍

Ертеде бір жас жігіт өзінің кедейлігін айтып, әрдайым мұңын шағады екен. - шіркін-ай, менің байлығым көп болса, жақсы өмір сүрер едім, — деп зарлауын қоймапты. бір күні қарт тас қашаушы өтіп бара жатып, зарлап отырған жігіттің қасына келеді. - саған не болды сонша жылап? сен нағыз бай емессің бе? – дейді. - мен баймын ба? – деп жігіт таңғалады. – ол– қандай байлық? - сенің көзің ше? бір көзіңді қаншаға сатар едің? – деп сұрайды қарт. -оның не? ! – деп шошып кетеді жігіт, — көзімді ешқандай байлыққа айырбастамаймын. - ал енді екі қолың мен аяғыңды алтынға айырбастар ма едің? - жоқ, ешқайсысын да алтынға айырбастамаймын, — дейді жігіт. - міне, көрдің бе, сен өте бай ң. ң ең үлкен байлығы — күш-қуаты мен денсаулығы, — дейді қарт. – оны ақшаға сатып ала алмайсың. қарт осыны айтады да жөніне кетеді. мәтіндегі екі кейікердің мінездерін сипаттап жаз. жігіт: қария: ,

100
324
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

ananasik79
4,5(32 оценок)

Жігіт: өзін кедеймін деп ойлап қайғырып отырған жігіт қария: өзіннін денсаулығын жоғалтып ж ігітке ақыл айтты

Казахские орнаменты и узоры

Прямолинейные символы использовались для создания сложных композиций. До наших дней они дошли в виде росписи на тканях и предметах быта. Это часть преданий и культурного наследия. Некоторые орнаменты и их значение такие:

«Балдак». Орнамент напоминает перевернутую ручку костыля. Применяли при росписи войлока. Отождествляется с балдаком — подставкой под руку в виде рогатки, которую использовали во время соколиной охоты.

«Балта». Символ напоминает букву «Г» и отождествляется с топором.

«Мор». Это равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света.

«Канка». Напоминает хребет животного. Использовался для украшения вязаных вещей и предметов обихода.

Существует множество узоров, каждый из которых дает сотни производных. Известны лишь предпочтения древних казахов в нанесении тех или иных рисунков на предметы, в то время как их точная смысловая интерпретация утеряна.

Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века[1]. В древности по орнаменту у казахов можно было определить, к какому роду или жузу относится обладатель орнаментированной вещи[2].

В эстетической культуре казахского народа орнамент достиг большого разнообразия форм и занял доминирующее место в конце XIX века[3]. Узоры отражали окружающую действительность: так, если XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего — тюльпаны, то после полёта Гагарина в космос мастерицы вышивали ракеты и звёзды[1].

С. М. Дудин выделяет четыре особенности казахской орнаментики: равенство фона и узора, разнозначность мотивов как узора, так и фона, ограниченность цветовой гаммы орнамента и наличие верха и низа в орнаментальных композициях[4].

По особенностям ритма, композиции, симметрии различают типы орнамента: зооморфный, геометрический, растительный и космогонический[3][5][1][2]:

Наиболее рас является зооморфный орнамент. Зооморфными узорами — кошкар муйз (бараний рог), кос муйз (соединённые рога), туйе табан (верблюжий след), и др. — украшались войлочные изделия, различные предметы домашнего обихода из кожи и дерева. Встречается в войлочных изделиях (текемет, сырмак), в ткачестве (баскур, алаша, ковёр), а также в изделиях из кожи, кости, дерева, металла. В некоторых видах изделий рисунок элемента выполняется в технике аппликации. Для окраски его применяются красные, зелёные, коричневые, белые, чёрные тона.

Геометрические орнаментальные мотивы получили рас в ткачестве, архитектурном декоре (треугольник, ромб, крест, доисторическая свастика). Встречается в бордюрах ковровых изделий, в обрамлении центр, поля текеметов — войлочных ковров. Окрашивается в чёрный, синий, бордовый, коричневый тона.

Растительные узоры встречаются в вышивке и ткачестве (цветок, лист, побег). Свободно заполняя поверхность, такие узоры не оставляют фона, придают изделию нарядный и праздничный вид. Окрашивается в жёлтый, оранжевый, красный, розовый, бордовый тона.

Космогонические знаки (солнце, звезда, полумесяц) применяются в ковроткачестве для заполнения центральной части композиции, например, узор «Кайнар — родничок» родился в скотоводческом хозяйстве, испытывающем потребность в пастбищах и водопоях. Используются голубой, синий, фиолетовый цвета[3].

Популярно: Қазақ тiлi