Есть ответ 👍

Вчем смысл противопоставления образов калашникова и кирибеевича

185
189
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

strong28
4,7(3 оценок)

противостояние калашникова — кирибеевича и ивана грозного подтверждается композиционным построением произведения. в первой части описывается шумный пир у ивана грозного, где гости-опричники пьют сладкое заморское вино, хвалятся удалью да подвигами и подобострастно славят царя, а он благосклонно наблюдает покорность своих слуг. во второй части изображается спокойная, мирная трудовая и семейная жизнь купца калашникова, в которую врывается беда. в третьей части показан кулачный бой-столкновение двух героев, двух взглядов на жизнь: правды и совести, со стороны калашникова, самодовольства и деспотизма, со стороны кирибеевича и царя. однако противостояние купца — опричника и царя не столько отражает реальность жизни, сколько иллюстрирует романтическую антитезу и философскую идею лермонтова о превосходстве сильной личности над обстоятельствами.поэт изображает купца калашникова защитником традиционных ценностей (семьи, чести, любви, правды) и одновременно романтическим героем-максималистом, для которого честь и собственное достоинство дороже всего в жизни. удалой степан парамонович своим поведением доказывает превосходство личности над властью, его  противоборство с опричником и царём неизбежно и является единственной возможной реакцией романтического героя на оскорбительное поведение кирибеевича. молодой кирибеевич живёт не по христианскому закону, а по закону, установленному иваном грозным для своих опричников, — «всё позволено, кроме ослушания царской воли». кирибеевич также романтический герой, ибо готов идти до конца ради своих желаний: обмануть царя на пиру, не сказав, что алёна дмитриевна замужем; опозорить честную жену, приставая к ней на улице: а смотрели в калитку соседушки,смеючись, на нас пальцем (ii)

— рассказывает алёна дмитриевна. таким образом, калашников и кирибеевич противопоставлены как романтические герои-антагонисты: первый — благородный мститель, борющийся за справедливость («за святую правду-матушку» ii), второй — носитель неограниченного личностного начала (тип лермонтовского демона).


морализаторское построение означает -  немощная проповедь добра!   или еще называют это нравоучением!

Популярно: Литература