Есть ответ 👍

Сочинение-миниатюра "пейзажная лирика тютчева"

193
356
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


Ф. и. тютчев - гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека. мир тютчева полон таинственности. одна из его загадок - природа. в ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. в избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. природа в восприятии тютчева непрерывно двоится, "поляризуется". не случайно излюбленный прием поэта - антитеза: "дольный мир" противостоит "высям ледяным", тусклая земля - блистающему грозой небу, свет - тени, "юг блаженный" - "северу роковому". тютчевским картинам природы свойствен динамизм. в его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. поэт рисует и утро в горах, и "море ночное", и летний вечер, и "полдень мглистый", и "весенний первый гром", и "мох седой" севера, и "благоухания, цветы и голоса" юга. тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. например, в стихотворении "тени сизые " мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. быструю смену состояний природы поэт передает при бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. динамизм поэтической картине глаголы: "смесились", "уснул", "поблек -нул", "разрешились". слово "движение" воспринимается как контекстуальный синоним жизни. одно из самых замечательных явлений поэзии - стихи тютчева о пленительной природе, которая в его стихах всегда одухотворена: не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик - в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. с удивительной художественной наблюдательностью и любовью тютчев создал незабываемые поэтические картины "осени первоначальной", весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури: как весел грохот летних бурь, когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь. и опрометчиво-бездумно вдруг на дубраву набежит, и вся дубрава задрожит широколиственно и все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним "понятным сердцу языком". образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы: невозмутимый строй во всем; созвучье полное в природе, - лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею создаем. "верный сын природы", так называл себя тютчев, он восклицает: нет, моего к тебе пристрастия я скрыть не в силах, мать-земля! в "цветущем мире природы" поэт видел не только "преизбыток жизни", но и "ущерб", "изнеможение", "улыбку увяданья", "стихийный раздор". таким образом, и пейзажная лирика тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта. природа прекрасна в любых проявлениях. поэт видит гармонию в "стихийных спорах". созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек - всего лишь "греза природы". тютчев не признает отдельного существования, верит в мировую душу как основу всего живого. человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках рока. хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей. роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. человек ведет поединок с "неотразимым роком", с гибельными искушениями. он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. наиболее ярко проблема "человек и судьба" отражена в стихотворении "два голоса". обращаясь к читателям, поэт призывает: мужайтесь, о други, боритесь прилежно, хоть бой и неравен, борьба к сожалению, тревога и труд лишь для смертных для них нет победы, для них есть конец. безмолвие природы, которым окружен человек, выглядит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы "вырвать у рока победный венец". на всем его творчестве лежит печать раздумий о противоречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт. называя себя "обломком старых поколений", тютчев писал: как грустно полусонной тенью, с изнеможением в кости, навстречу солнцу и движенью за новым племенем брести. человека тютчев называет ничтожной пылью, мыслящим тростником. судьба и стихии властвуют, по его мнению, над человеком, сиротой бездомным, участь его подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъемлющее море, - в "бездну роковую".

Тема любви — довольно распространённая тема в литературе XIX века, да и во всей литературе. Любовь — высокое чувство, на которое немногие. А вот герои бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина испытывали чувство любви: Евгений Онегин и Татьяна Ларина, Владимир Дубровский и Марья Кирилловна Троекурова, Руслан и Людмила... У Александра Сергеевича ещё много примеров любви. Но речь не о них, а о героях романа "Капитанская дочка" - Петре Гринёве и Маше Мироновой.

Пётр Гринёв — мужественный молодой человек, бесстрашно отправившийся бороться в казакским атаманом Емельяном Пугачёвым. Приехав в острог, неподалёку от которого расположилось разношёрстное войско Пугачёва, герой готовился к начинающейся войне. В остроге Гринёв и встретил капитанскую дочку, Марию Миронову. У них сложились дружеские отношения.

Несмотря на дружбу, герои испытывали друг к другу сильные чувства. Ни один из них не решался в этом признаться. Но время было опасное, опасный враг наступал, и жизни Петра угрожала опасность. Когда Маша об этом узнала, то сразу же поняла, что любит Петра Гринёва. Но всё обошлось. Пугачёв пощадил героя, иначе и не было бы всей этой истории.

Оба героя оставались наедине со своими чувствами, и не могли отрицать любовь. Оба они томились вопросом: "Взаимна ли эта любовь, или придётся остаться с разбитым сердцем?" Это томление было обоим в тягость. Они жаждали этого признания.

Однако вскоре опасность настигла и Машу, тогда Гринёв тоже понял, что на всё готов ради капитанской дочки. Обстоятельства вынудили героев признаться друг другу в своих чувствах. Но совместное счастье долго не продлилось. Позже героям пришлось на время расстаться. Пётр отправил Машу к своим родителям, в свой родной дом, чтобы девушке жизнь. Сам Гринёв тоже вскоре вернулся, и молодая пара поженилась.

Подробности дальнейшей жизни героев Александр Сергеевич Пушкин нам не раскрывает. Он лишь упоминает, что возлюбленные были всегда вместе. Но понятно, что молодожёны счастливы. Как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. Любовь и счастье должны быть синонимами. Если всё наоборот, то это точно не любовь.

Источник: Тема любви в романе Капитанская дочка Пушкина

Популярно: Литература