Есть ответ 👍

Сделайте анализ стихотворения листок дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый; засох и увял он от холода, зноя и горя и вот, наконец, докатился до черного моря. у черного моря чинара стоит молодая; с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; на ветвях зеленых качаются райские птицы; поют они песни про славу морской царь-девицы. и странник прижался у корня чинары высокой; приюта на время он молит с тоскою глубокой, и так говорит он: “я бедный листочек дубовый, до срока созрел я и вырос в отчизне суровой. один и без цели по свету ношуся давно я, засох я без тени, увял я без сна и покоя. прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, немало я знаю рассказов мудреных и чудных”. “на что мне тебя? – отвечает младая чинара,- ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара. ты много видал – да к чему мне твои небылицы? мой слух утомили давно уж и райские птицы. иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! я солнцем любима, цвету для него и блистаю; по небу я ветви раскинула здесь на просторе, и корни мои умывает холодное море”. план: 1.тема 2.идея 3.главная мысль текста 4.средства выразительности. 3

162
215
Посмотреть ответы 3

Ответы на вопрос:


Автобиографичность очевидна. листок движется на кавказ, на юг , куда и лермонтов. он оторвался от родной ветки ( поэт едет из петербурга ), летит не по свое воле, "гонимый жестокой бурей".жанр : элегия. мы чувствуем тоску, грусть, печаль лирика. в стихотворении есть сюжет, потому что описывается путешествие листка.композиция ( построение стихотворения). основной прием - противопоставление листка сильного дуба и красавицы чинары. они постоянно " ссорятся " : листок засохший, желтый, а чинара - сияет, свежая , ярко -зеленого цвета, он - движется, чинара - всегда на месте, дубовый "ребенок" - весь в пыли, чинара - всегда опрятна, потому что за ней " ухаживает" море.листок - вечно гонимый странник, южное дерево - счастливо там,где родилось. чинару любят солнце, ветер,ее корни омывает море, листок - никто. среда вокруг него еме неродная : светило иссушает его, ветрило гонит на юг, а в море он вообще может утонуть.конфликт, лежащий в основе стихотворения, романтический : жестокая жизнь листка и спокойный мир чинары не . листочку сложно, поэтому ему хочется быть таким, какой он есть. он просит чинару принять себя, "пришельца ".в образе чинары лермонтов передал свое отношение к красоте ( аллегорически передал). внешне она красива, характер гордый, самодостаточный. она не хочет знать, о чем думают и что чувствуют другие. она - эгоистка : «да к чему мне эти небылицы? » такая чинара никогда не станет другом, который может понять.кульминация - в словах : " иди себе дальше, о странник ! " листок ( а с ним и поэт ) не верит в счастье, потому что последнее слово - за равнодушной чинарой. листок погибнет, потому что нет руки поддержки, нет родного нет близкого человека, нет родины. он обречен на скитания и смерть.если говорить о синтаксисе стихотворения, то три первые строфы - это бессоюзные предложения, а о характере чинары читатель узнает из двух последних строф , в которых много знаков вопроса, восклицаний. главный конфликт таким способом усиливается, передается возмущенное отношение изумрудной красавицы к бездомному листку.в " листке " пять строф. 4- ре четверостишия, а последняя строфа - восьмистишие это пятистопный амфибрахий. использованы смежная и перекрестная рифмовки, парная женская " поющая" рифма margosolв произведении много эпитетов (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафор (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворений (докатился до черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская, "грустных" ассонансов( повторяются "а" и " о " )противостояние мечты и действительности рождает эмоции и передает неверие в чудо самого м. ю. лермонтова

Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый; засох и увял он от холода, зноя и горя и вот наконец докатился до черного моря. у черного моря чинара стоит молодая, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская, на ветвях зеленых качаются райские птицы; поют они песни про славу морской царь-девицы. и странник прижался у корня чинары высокой; приюта на время он молит с тоскою глубокой, и так говорит он: «я бедный листочек дубовый, до срока созрел я и вырос в отчизне суровой. один и без цели по свету ношуся давно я, засох я без тени, увял я без сна и покоя. прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, немало я знаю рассказов мудреных и чудных». «на что мне тебя? — отвечает младая чинара. — ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара. ты много видал — да к чему мне твои небылицы? мой слух утомили давно уж и райские птицы. иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю! я солнцем любима, цвету для него и блистаю. по небу я ветви раскинула здесь на просторе, и корни мои умывает холодное море». стихотворение лермонтова листок посвящено теме одиночества, поиска тепла и понимания во враждебном мире. в стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары, беззаботно растущей на берегу черного моря. в первой строфе описывается образ листка. его судьба трагична и тяжела. скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял. автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок — скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. инверсия — оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов. во второй строфе описывается образ чинары. жизнь ее — полная противоположность жизни дубового листка. ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением. жизнь молодой чинары легка и беззаботна. лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья. следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит чинару о временном приюте в ее корнях. листок мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство — накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. она остается равнодушной к его страданиям. несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь. основа всего стихотворения — антитеза, постоянное противопоставление образов листка и чинары. как внешнее ( засох и увял — цвету и блистаю, пылен и желт — зеленые и свежие сыны — листья. ), так и внутреннее ( одинокий листок и в кругу своих листьев — сынов, любимая солнцем чинара). противопоставление есть и в отношении внешнего мира ( жестокой бурею гонимый, — ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох — корни омывает холодное море). с одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость. но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце. с другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. лирический герой лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире
katya0132
4,5(54 оценок)

береги платье снову, а честь смолоду береги платье снову, а честь смолоду. наверное, каж­дый из нас впервые задумался над справедливостью этой известной пословицы, когда читал в школе «капитан­скую дочку» а.с. пушкина. действительно, что такое честь: многие сегодня, к сожалению, считают это поня­тие надуманным, эфемерным, оторванным от реальной жизни. другие , что именно честь всегда бы­ла основой верности родине, делу, семье. попытаемся ответить на вопрос: что же такое честь и почему ее, по словам а.с. пушкина, нужно с юных лет « беречь, как хрустальный сосуд, как главную жизненную драгоцен­ность.

обратимся к роману «капитанская дочка». главный герой, молодой дворянин петр гринев, проходит через тяжелейшие испытания, не уронив чести офицера и порядочного человека. как ему это удается? читатель знает, что петруша, как его ласково называет савельич, не получил серьезного образования и достойного воспи­тания. с одной стороны, месье бопре, который «в отече­стве своем был парикмахер» и не пытался даже вложить в душу мальчика понятия о чести и достоинст­ве, поскольку нельзя вложить в воспитанника то, чем не обладаешь сам. с другой стороны, до отъезда в белогор­скую крепость савельич хоть и числился «дядькой» пет­руши, но никакого влияния на подростка не оказывал, потому что пока юный дворянин относился к пожилому человеку только как к слуге. откуда же в неокрепшей душе мальчика представления о чести? безусловно, это влияние родителей, в первую очередь отца, вельможи екатерининского времени, пострадавшего именно за че­стность и порядочность. когда петруша попал в белогорскую крепость, неза­метно для него самого продолжилось формирование представлений о чести и достоинстве. общение с семьей капитана миронова стало настоящей школой доброты, человеческой отзывчивости, примером служения россии. таким образом, к моменту захвата крепости пугачевым молодой офицер петр андреевич гринев был уже сформировавшейся личностью, человеком, для ко­торого честь дороже жизни. и никакие обстоятельства не могли поколебать петрушу изменить своим нравствен­ным принципам. поэтому на предложение бунтовщика он гордо и честно отвечает, что один раз уже присягал отечеству и государыне — «боле присягать не буду». ге­рой пушкина, безусловно, рисковал своей жизнью, столь смело и решительно отказавшись от сотрудничества с пугачевым. но именно честь и смелость молодого офице­ра и оценил грозный предводитель крестьянского вос­стания. потому он и петруше, что видит в этом вчерашнем мальчике нечасто встречающееся даже в офицерской среде нравственное качество — честь солдата и человека! через много испытаний пришлось пройти гриневу и его любимой маше. бесконечно восхищают и удивляют их поведение и поступки: нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах не поступились они достоинством, свои­ми представлениями о долге, чести, справедливости. и каким замечательным примером являются они для всех нас!

Популярно: Литература