Ответы на вопрос:
возникновение государства у восточных славян
на территории восточной европы издавна обитали различные славянские племена. об этом имеются многочисленные свидетельства греческих, римских, арабских ученых. славяне описаны под именем венедов у римских тацита и плиния старшего. в vi в. н.э. о «винидах» упоминал автор « готов» иордан. византийский vi в. прокопий указывал на племена антов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне дона. свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) восточной европы. к середине i тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между эльбой на западе, оз. ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и волгой на востоке, повлекшее деление славян на восточных, западных и южных. название одного из восточнославянских племен – рус (рос, рось), встречается с iv в. основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего поднепровья. примерно на рубеже v–vi вв. в поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «русь». с ix в. это название преобладает в обозначении восточных славян. его происхождение наукой точно не выяснено.
в «повести временных лет» упоминаются крупные славянские «княжения» – поляне, древляне, дреговичи, ильменские славяне, кривичи, полочане, северяне, родимичи, вятичи и др. это были большие племенные союзы, возглавляемые вождями (сохранились их имена – бож, добригаст, межимир). большинство ученых относит складывание государственного устройства у восточных славян к vi–viii вв. всего, по источникам, было 14 племенных союзов, каждый из которых насчитывал до 10 племен. достоверных научных данных об их политическом и социальном устройстве нет. племенные союзы vi–vii вв. являлись протогосударственными образованиями. уже к viii в. сложилось три центра формировавшейся восточнославянской государственности – куявия (южная часть племен, объединившаяся вокруг города киева), славия (как итог консолидации северных славянских племен вокруг новгорода) и артания (предположительно на таманском п-ве). постепенно остались два влиятельных центра восточнославянской государственности – на юге киев, на севере новгород.
зарождение государственности у восточных славян связано с государством (ix–xii оно сформировалось в результате длительного и социально-политического развития восточнославянских народов. процесс их консолидации завершился во второй половине ix в. объединением киева и новгорода. по летописи, объединение восточнославянских племен, обитавших к югу от новгорода, начал князь олег, родственник рюрика. в 882 г. он с новгородской дружиной захватил киев, ставший столицей. объединение вокруг сильного центра способствовало подъему славянских земель и их успешной борьбе с врагами (варягами, печенегами, хазарами и началу оформления центральной власти. примечательно, что в договорах с византией 911 г. и 944 г. еще есть упоминание о подвластных киеву князьях (полоцких, смоленских и то договор 971 г. подписал уже один киевский князь святослав. на конкретное время появления киевской руси в науке существует две точки зрения. по одной (с. в. юшков, б. н. рыбаков), о государстве можно говорить начиная с ix в. по другой (и. я. фроянов и до конца х в. киевская русь представляла собой не государство, а племенной союз.
причины образования государства в целом идентичны подобным причинам в странах европы – это имущественная и социальная дифференциация общества, закрепление не-равенства и формирование классов. непосредственными причинами объединения послужили: (развитие ремесел, торговли, необходимость объединения потенциала); внешнеполитические (враждебное окружение); социально-классовые (потребность феодалов в объединении усилий для закрепления своей власти); этническая и религиозная близость, игравшая в раннем средневековье огромную роль (единство языка, культуры, обычаев, языческих божеств и консолидирующим фактором стало принятие в 988 г. христианства по византийскому (православному) обряду. великим князьям импонировала христианская доктрина, которая рассматриваламонарха как олицетворение божественного выбора.
но уже с середины xi в. проявились тенденции к распаду киевской руси. они явились следствием политического укрепления региональных центров и слабых связей между ними, успехов местной , ослабления внешней угрозы, усобиц местных князей. правда, в конце xi в. угроза половцев заставила князей сплотиться, что приостановило распад государства. следует также учитывать, что держава рюриковичей была в силу геополитического положения малоустойчива и существовала в сложнейших условиях противостояния между востоком и западом. после смерти ярослава мудрого возникает специфический (хотя подоб
Популярно: История
-
nastyaparshincg17.10.2020 16:05
-
Одуванчик1111111105.01.2023 07:50
-
jula1985ozpajo15.09.2020 16:08
-
evgen9007927.04.2021 18:26
-
socnyjarbuz22.02.2020 02:38
-
Asya019908.10.2022 15:09
-
villa200324.01.2020 20:29
-
Raphael111109.01.2021 00:35
-
саша400522.10.2020 00:52
-
natashaleskovets12.04.2021 08:10