Ответы на вопрос:
христианская религия зародилась в древней римской империи и была при своем возникновении религией рабов, религией порабощенных и угнетенных. римская империя держалась на труде рабов. «при рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства — раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину». римское рабовладельческое государство угнетало и грабило многочисленные покоренные им народы. не раз рабы и трудящиеся восставали против господства рабовладельцев. крупнейшие восстания рабов происходили в сицилии (137–132 гг. и в 104–100 гг. до христианского летосчисления), в малой азии (133–130 особенно крупным было восстание под руководством спартака (73–71 это была настоящая война за освобождение от рабства, которая потрясла рабовладельческое общество и нанесла ему чувствительный удар. восстания рабов кончались неудачами. «десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сбросить с плеч угнетателей и стать своего положения. но каждый раз, разбитые и опозоренные, вынуждены были онй отступить, тая в душе обиду и унижение, злобу и отчаяние и устремляя взоры на неведомое небо, где они надеялись найти избавление. цепи рабства оставались нетронутыми, либо старые цепи сменялись новыми, столь же тягостными и унизительными»[1].
в таких условиях в римской империи и зародилось христианство, вначале как секта в иудейской религии. христианство явилось бессильным протестом рабов, бедня[2] ков и угнетенных масс против существовавшего тогда строя. по словам товарища сталина, «…христианство считалось среди угнетенных и задавленных рабов обширнейшей римской империи якорем спасения». эта религия как будто давала массам выход из их тяжелого положения, обещая за все страдания на земле рай после смерти. великий учитель пролетариата — фридрих энгельс об этом писал: «но вот явилось христианство, отнеслось по-серьезному к и карам в потустороннем мире, создало небо и ад, и был найден выход, который вел страждущих и обремененных из нашей земной юдоли прямо в вечный рай»[3].
новая религия, с ее проповедью покорности и смирения и обещанием загробного счастья, отвлекала массы от революционной борьбы и примиряла их с тяжелой действительностью. она поэтому стала вполне приемлемой и для господствующего класса рабовладельцев. она со временем получила распространение среди всех классов общества и создала сильную организацию, с которой императорам приходилось серьезно считаться. вот почему государство рабовладельцев в iv в. (при императоре константине и его приемниках) признало христианство государственной религией.
после признания христианства официальной религией фактическим главой церкви стал император. император константин (сам не порвавший с язычеством) созывал церковные соборы и диктовал им решения даже в вопросах вероучения.
административная и хозяйственная власть в христианских общинах принадлежала духовенству во главе с епископом. епископы единолично и бесконтрольно распоряжались средствами церкви и объявили себя единственными носителями «благодати» бога, толкователями его воли. они приобрели большую власть над верующими. в обстановке всеобщей разрухи в империи могущество церкви и епископов непрерывно возрастало.
среди епископов быстро стали выделяться епископы города рима — столицы империи. римское епископство сосредоточивало у себя огромные богатства, главным образом земельные. на этих землях работали полукрепостные крестьяне. епископы рима ссужали императора деньгами, принимали на себя сбор натуральных налогов и получили таким образом реальную и политическую власть. уже с iv в. они стали занимать первенствующее положение среди других епископов христианской церкви. в iii–iv вв. «папами» (от греческого слова «папас» — отец) назывались все христианские епископы, с v в. это название закрепилось только за римским епископом.
в 330 г. столица римской империи была перенесена из рима в константинополь[4], а в 395 г. империя разделилась на восточную (со столицей константинополем) и западную. западная империя в конце vb. под натиском варваров распалась на множество государств.
ослабление императорской власти, а затем распад западной империи способствовали возвышению власти римского епископа — папы. если на востоке главой церкви был император, а константинопольский патриарх ему подчинялся, то на западе главой церкви стал римский папа. правда, и папы были подвластны светским правителям (франкским, германским), но феодальная раздробленность европы, при централизованности церковной организации, давала им возможность играть временами более или менее значительную роль.
Популярно: История
-
star101022.09.2022 10:20
-
Lolikalkogolik20.04.2022 03:36
-
maynovetskaya026.01.2020 06:37
-
vika207402.06.2020 16:14
-
demianchik27.12.2022 18:58
-
Znanija02728.01.2021 16:34
-
nyurachernikov16.03.2020 12:06
-
larson690908.11.2021 13:53
-
auutumn119.10.2020 07:52
-
SleaM4ik24.07.2022 20:24