revon
30.09.2020 04:20
Литература
Есть ответ 👍

Найдите приметы реального прошлого? былина илья муромец и соловей разбойник

226
280
Посмотреть ответы 3

Ответы на вопрос:

ddawka
4,6(72 оценок)

Оо

Самый известный подвиг ильи муромца - бой с соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». освобождение былинным богатырём пути в киев (1168 г.) подтверждается фактами. во время приезда ильи в киев престол занимал князь мстислав, который поставил организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. скорее всего, князь поручил это илье муромцу, состоящему в княжеской дружине. соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. илья муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное значение. если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу. в эпосе самой распространённой и популярной является былина об илье муромце и соловье-разбойнике. согласно народным преданиям, соловей-разбойник — «исполин сверхъестественных сил». то он «сидит на дубах, сражает проезжих людей громким свистом; то просто разбойник; живёт он в лесах, в лесах тёмных брынских [то есть брянских], сидит на » «свищет-то он по-соловьему, шипит-то он по-змеиному, воскричит-то он, злодей, по-» — говорится в былине об илье муромце. одолел его илья и привёз в стольный град киев, к самому князю владимиру. как пишет академик д.с.лихачёв, в никоновской летописи есть «рассказ о поимке некоею хитростью «славного разбойника, нарицаемого могута», отдалённо напоминающего соловья-разбойника. ко двору владимира, этот могута встал перед князем, «вскрича зело, и многы слёзы испущая из очию», заклялся не заниматься разбоем». видимо, в те времена существовало немало таких разбойников, грабивших и пугавших людей на прямоезжих дорогах — более коротких, но и более опасных. «прямоезжею дорожкой в киев пятьсот вёрст, окольной дорожкой цела тысяча», — говорится в былине об илье муромце и соловье-разбойнике. именно этот былинный сюжет послужил рериху для создания в 1912 году картины «тропа прямоезжая» (не относится к «богатырскому фризу»). «илья муромец, побеждая соловья-разбойника, очищает дорожку прямоезжую, что имело большое значение и вполне соответствовало действительности. ведь именно такие прямоезжие дорожки (по днепру — к чёрному морю, а по волге — к каспийскому) оказывались обычно перехваченными: в х – xiii веках — печенегами, хазарами, половцами, а с xiii по xvi век — волжскими и крымскими татарами. поэтому очищение их от соловьёв-разбойников, чинивших разбои на дорогах, приравнивалось народом к подвигу». встреча ильи с соловьём разбойником разбиралась несколько раз: всю былину, повествующую о поездке ильи в киев и этой встрече, стасов выводит, конечно, с востока, а именно видит в ней отражение известного в нескольких редакциях рассказа сибирских татар о герое тана; сообразно этому соловей разбойник был бы просто татарским чудовищем, чёрным семиголовым быком иельбегеном. об этом же вопросе говорили и другие учёные. миллер первоначально видел в соловье просто певца вроде баяна, которого автор «слова о полку игореве» называет соловьём старого времени; буслаев в этом названии видит то же самое, что в эпитете «вещий», афанасьев считает пение соловья символом вешнего грома и, таким образом, смотрит на нашего разбойника как на мифическое существо. мельников сопоставляет былину с полукнижным сказанием в рукописи xvii в. о сильных мордвинах, носивших имена птиц, в том числе и соловья. по мнению ягича (archiv, i), всё, что относится к свисту разбойника, — произведение позднейшее, вызванное созвучием его имени с названием птицы; первоначально это был чужой богатырь, который не подходил к циклу богатырей, и оттуда появился в былине элемент враждебных отношений к земле

Самое сильное впечатление на, меня произвел эпизод борьбы с барсом. читая поэму, мы видим красоту, могущество и грандиозность природы кавказа. в эпизоде борьбы с барсом чувствуется даже какая-то фантастичность кавказской природы. эпизод встречи князя андрея болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом. дуб - символический образ психологического состояния князя андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. при первой встрече андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом: "с огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца".такую же апатию мы видим и на внешнем облике дуба, дико и одиноко стоящего среди зеленой березовой рощи. но при их второй встрече андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: "старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего

Популярно: Литература