Расскажите об одной финикии. укажите наиболее важные события в ее . составьте последовательный план своего рассказа.
Ответы на вопрос:
принадлежал к потомкам казахских «чингизидов» торе. окончил омское техническое училище, затем факультет петербургского лесного института. занимался статистикой. сотрудничал с газетой «семипалатинские областные ведомости»[1]
относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, партию народной свободы» («киргизы», в книге: формы национального движения в современных государствах, спб., 1910, с. 599). в то же время он активно боролся против колонизации киргизской степи[2].
алихан букейханов стал первым биографом абая. его статья «абай (ибрагим) кунанбаев» — некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «семипалатинский листок» в 1905 году. затем с портретом абая она печаталась в журнале «записки семипалатинского подотдела западно-сибирского отдела императорского общества» в 1907 году.
член партии кадетов с 1905 г. в ноябре 1905 года участвовал в общероссийском съезде земских и городских деятелей в москве, на его заседании 12 ноября выступил с речью о положении киргизского народа[3]. в конце 1905 г. в уральске на съезде делегатов 5 областей был одним из инициаторов попытки создания (киргизской) конституционно-демократической партии. в январе 1906 арестован «как руководитель киргизского политического движения»[4]; освобождён через 3 месяца. член 1-й государственной думы от семипалатинской области. добравшись до петербурга уже после роспуска думы, он тем не менее подписал выборгское воззвание (1906), призывавшее к гражданскому неповиновению[5]. в 1908 г. арестован вновь, до 1917 г. пребывал в ссылке в самаре. член самарского губернского комитета (создан в августе 1915) партии народной свободы. был членом ввнр, состоял в ложе «чермака» (петроград)[6].
но его пути с кадетами разошлись после февральской революции, поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). свои мотивы он изложил в статье «почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии и масонских «братьев» «сохранить империю при существующих границах».
самоопределившись, а. букейханов создает национальную политическую партию «алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с ахметом байтурсыновым и миржакипом дулатовым. он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе сибирской республики автономии казахам.
в декабре 1917 года по инициативе а. букейханова на 2-м всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена алашская автономия, то есть автономное государство казахов. высшим органом власти стал временный народный совет, которому было присвоено наименование «алаш-орда», а его председателем (президентом) — а. букейханов.
в гражданской войне а. букейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с свои позиции новой властью. алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. он считал противозаконной акцию ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. с её осуждением он выступил в статье «общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «сарыарка».
алихан букейханов перед последним арестом, 1935, и в бутырской тюрьме в 1937.поскольку идея автономии не отвергалась советской властью, а. н. букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. платформа марксизма и материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к насаждения социализма. но деятельность а. букейханова была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». достигнутый между большевиками и «алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской интеллигенции.
Популярно: История
-
gaukhars0130.10.2022 17:13
-
pelmen12345678915.10.2020 05:02
-
an2015tep071hf12.10.2020 08:15
-
morozovaangeli111.03.2021 16:10
-
орпна17.09.2020 08:02
-
муксик20.03.2023 15:05
-
P4ndainst03.10.2020 12:34
-
mussay8621.02.2020 07:29
-
aknietzhumanova26.06.2022 02:46
-
LadaSova14.05.2023 18:39