Есть ответ 👍

Общественное устройство у славян в vl-vlll вв

229
458
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

flku
4,5(98 оценок)

сложнее ”реставрируются” общественные отношения восточных славян. византийский автор  прокопий кесарийский (vi в.) пишет:

“эти племена, славяне и анты, не одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща”.  скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - “военных предводителей”. при этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху “военной демократии”, предшествующую образованию государства. об этом свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором vi в. - маврикием стратегом, появление рабов из пленных, набеги на византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж предводителей и ускоряли складывание дружины, состоящей из профессиональных воинов, соратников князя.

кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями.

сведения о первых князьях содержатся в пвл. летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих “княженье”. так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города киева: кие, щеке, хориве и их сестре лыбеди.

более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-масуди (х который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им  валинана. скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным пвл, аварским нашествием в нач. vii в. в трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства:   куявии, славии, артании. первый некоторые отечественные отождествляют с киевом, второй - с новгородом или его более древним предшественником. месторасположение артании продолжает вызывать споры. видимо они представляли собой  предгосударственные  образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

итак, восточные славяне, сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и к образованию государства.читать полностью:  


Множество м = 14, 23, 32, 41, 50

Популярно: Математика