Есть ответ 👍

Эссе на тему: „человек и мир природы в " по рассказу малыш

231
410
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

Ника85527
4,8(91 оценок)

Вадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них - экологическую. все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. естественно, не может обойти эту проблему. наиболее остро экологическая тема стоит в фантастической прозе, так как жанр фантастики обладает богатыми возможностями для того, чтобы показать, к чему может прийти человечество. в частности, особенно ярко эта тема звучит у чингиза айтматова. я хочу рассмотреть одно из его произведений - повесть под двойным названием "последняя сказка. белый пароход". в первой же фразе говорится о двух сказках - личной, персональной сказке мальчика, главного героя, и той сказке об окружающем мире, которую рассказал ему дед. это глубоко символическая легенда о матери-оленихе, выкормившей двух детей-сирот. потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с иссык-куля. аллегория весьма прозаична: мать-олениха - это природа, всеобщая прародительница, а все люди - ее дети, но все они относятся к ней по-разному. персонажи повести делятся на два противоположных лагеря - на тех, кто любит природу, понимает ее и верит древней легенде, и тех, кто к природе равнодушен. и мальчик, и дед момун относятся к миру как язычники, видят душу в каждой травинке, каждом живом существе, имена камням. они помнят о своих корнях, о том, что они - дети природы. в повести звучит фраза: "если люди не будут помнить отцов - они испортятся". негодяй орозкул не помнит истоков, не видит красоты мира, он - порченый и нравственно и - ему не дано иметь детей. род на нем пресекается, и в этом высшая справедливость, он бесплоден и не приносит никому никакой пользы. люди, не верящие старым сказкам и не любящие природу, безнадежно слепы. они убивают мать-олениху, без которой их жизнь невозможна, и ее, сами не ведая, что творят. их духовное зрение закрыто - и они не видят очевидного. их память утеряна - и они не в состоянии осознать, что на самом деле происходит. повесть глубоко трагична. гибнет мать-олениха - олицетворение природы, творящей силы мира, прародительница всего сущего, и вместе с ней - духовно или - умирают те, кто ее любил. теряет свою личность дед момун, гибнет мальчик, душа которого не в состоянии принять и понять всего ужаса и трагизма произошедшего. трагически кончаются обе сказки - сказка мальчика и сказка старика. но звучит мысль о том, что "правда пребудет вовек". высшая справедливость все равно восторжествует. природа сотни раз умирала и сотни раз воскреснет; ее невозможно уничтожить, главное - помнить об этом. памяти о своих корнях, о своих предках учит нас небольшая, но глубокая повесть чингиза айтматова, одного из самых талантливых современных писателей.

служил на  кавказе офицер жилин. пришло ему письмо от  матери, и  решил он  съездить в  отпуск домой. но  по  дороге его и  ещё одного офицера костылина схватили татары. случилось это по  вине костылина. он  должен был прикрывать жилина, но  увидел татар, испугался и  побежал от  них. костылин оказался предателем. татарин, который взял в  плен офицеров, продал их  другому татарину. пленников заковали в  кандалы и  держали в  одном сарае.

татары заставили офицеров написать родным письма с  требованием выкупа. костылин послушался, а  жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама жилина жила бедно. сидели жилин с  костылиным в  сарае целый месяц. к  жилину привязалась хозяйская дочка дина. она носила ему тайком лепёшки и  молоко, а  он  делал для неё куколок. жилин стал раздумывать, как им  с  костылиным бежать из  плена. вскоре он  начал делать подкоп в  сарае.

однажды ночью они сбежали. когда вошли в  лес, костылин стал отставать и  ныть  — ему сапогами ноги натёрло. из-за костылина они далеко не  ушли, их  заметил татарин, который проезжал по  лесу. он  сказал хозяевам заложников, те  взяли собак и  быстро догнали пленников. им  снова надели кандалы и  не  снимали их  даже ночью. вместо сарая заложников посадили в  в  яму аршин пяти глубиной. жилин всё равно не  отчаялся. всё думал, как ему убежать. спасла его дина. ночью она принесла длинную палку, спустила её  в  яму, и  по  ней жилин вылез наверх. а  костылин остался, не  захотел убегать: испугался, да  и  сил не  было.

жилин отошёл подальше от  деревни и  попытался снять колодку, но  у  него ничего не  получилось. дина дала ему в  дорогу лепёшек, и  заплакала, прощаясь с  жилиным. он  был добр к  девочке, и  она к  нему привязалась. жилин уходил всё дальше и  дальше, хоть колодка мешала. когда силы закончились, он  пополз, так и  дополз до  поля, за  которым были уже свои, . жилин боялся, что его заметят татары, когда он  будет пересекать поле. только подумал об  этом, глядь: налево, на  бугре, десятинах в  двух от  него, стоят трое татар. увидали они жилина и  бросились к  нему. так сердце у  него и  оборвалось. замахал жилин руками, закричал что было духу своим: «братцы! выручай! братцы! ». услыхали жилина казаки и  бросились наперерез татарам. испугались татары, не  доехав до  жилина стали останавливаться. так и  спасли казаки жилина. рассказал им  жилин о  своих приключениях, а  потом говорит: «вот и  домой съездил, женился! нет, уж  видно не  судьба моя». остался жилин служить на  кавказе. а  костылина только через месяц выкупили за  пять тысяч. еле живого .

Популярно: Литература