hjr56
05.09.2020 22:04
Литература
Есть ответ 👍

Жизни парфирия головлева! сочинение кратко!

119
320
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

Оля025
4,8(54 оценок)

  1880 году в свет выходит роман м.е. салтыкова-щедрина «господа головлевы», в котором раскрывается процесс деградации целого сословия на примере вырождения одной дворянской семьи. название имения головлевых давно уже стало нарицательным. упоминая его, мы подразумеваем мир косности, застоя, духовного омертвения. «головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это, смерть, вечно подстерегающая новую жертву».  олицетворением страшной античеловеческой сущности головлева выступает в романе порфирий владимирович головлев – «иудушка», «кровопивушка», «откровенный мальчик». эти прозвища сразу же раскрывают сущность представшего перед нами героя: злобный, подлый, эгоистичный – таким видит его автор. обратим также внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в этих прозвищах. им страшные, зловещие слова неожиданно приобретают какой-то благодушный, чуть ли не ласковый оттенок. это способ выражения авторской иронии над героем и прием, позволяющий оттенить истинные черты явно отрицательного персонажа.  даже слово «иудушка» как бы соединяет в себе два противоположных понятия – «иуда» и «душка», из которых второе обозначает внешнюю оболочку героя, то, кем он прикидывается, а первое указывает на его внутреннюю сущность, то, кем головлев является на самом деле.  вот эта двойственность, «двоедушие» порфирия головлева и составляет сущность его натуры, его внутренний стержень. поэтому для понимания образа иудушки необходимо рассмотреть обе стороны щедринского персонажа и отыскать причины, побудившие его скрывать свое истинное лицо.  внешнее, послушание, кажущаяся преданность, видимая кротость – эти качества иудушка усиленно демонстрирует окружающим, всячески подчеркивает, утрированно выставляет напоказ. так, он играет роль внимательного и ласкового сына, заботливого отца, добренького дяди, пекущегося о сиротах-племянницах, добродетельного христианина. однако за всем этим стоит единственное стремление героя – страсть к обогащению. порфирий головлев, как и его мать, преданно служит призраку собственности – во всем ищет материальную выгоду.  что бы ни делал порфрий владимирович, что бы ни говорил, о чем бы ни думал, истинной его целью всегда является стяжательство. например, прекрасно зная, что его материальное благополучие всецело зависит от «всесильной» матушки, которая требует преданности и беспрекословного подчинения, герой изо всех сил стремится выглядеть именно таким – кротким и послушным, ласковым и любящим. даже набожность иудушки – не что иное, как ханжество и лицемерие, прикрываемые показным благодушием. «он молился не потому, что любил бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта и надеялся, что бог избавит его от лукавого», – разъясняет автор романа.  своеобразие порфирия головлева заключается в том, что это «обесчеловеченный» человек – герой, лишенный истинно человеческих качеств, который пытается выдать себя за человека. поэтому самая характерная черта этого персонажа – лицемерие. иудушка тщательно скрывает свое истинное лицо под множеством личин: радушия и умиления, родственных чувств и сыновней любви, неутомимости в труде и верности христианским принципам. все эти маски автор последовательно срывает со своего героя.  так, приехав в дом к умирающему брату, иудушка беседует с родными и даже пытается шутить. в ответ на его неуместную веселость «все улыбнулись, но кисло как-то, словно всякий говорил себе: ну, пошел теперь паук паутину ткать! » сравнение порфирия головлева с пауком обнажает истинную сущность его натуры – коварство, алчность, злобность. сопоставляя это меткое сравнение с уже известным нам прозвищем героя «кровопивушка», мы видим настоящего головлева.  несмотря на внешнее проявление добродетельности, не случайно брат павел «ненавидел иудушку и в то же время боялся его. он знал, … что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека». итак, порфирий головлев сравнивается также со змеем, символизирующим его осторожную хитрость и омерзительное коварство. это сравнение возникает и в другом эпизоде, когда иудушка приезжает к умирающей матери: «порфирий владимирович, … словно змей, проскользнул к постели матери…» 

В  городе муроме правил князь павел. к  его жене дьявол прислал летающего змия на  блуд. ей  он  являлся в  своем виде, а  другим людям казался князем павлом. княгиня во  всем призналась своему мужу, но  тот не  знал, что делать. он  велел жене выспросить у  змия, от  чего тому смерть может прийти. змий рассказал княгине, что смерть его будет «от  петрова плеча, от  агрикова меча». у  князя был брат по  имени петр. он  начал думать, как убить змия, но  не  знал, где взять агриков меч. один раз в  церкви воздвиженского монастыря ребенок показал ему агриков меч, который лежал в  щели между камней алтарной стены. князь взял меч. однажды петр пришел к  брату. тот был дома, в  своей комнате. потом петр пошел к  снохе и  увидел, что брат уже сидит у  нее. павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. тогда петр велел брату никуда не  уходить, взял агриков меч, пришел к  снохе и  убил змия. змий явился в  своем естестве и, умирая, обрызгал петра кровью. тело петра покрылось язвами, он  тяжело заболел, и  никто не  мог его вылечить. больного в  рязанскую землю и  стали там искать врачей. его слуга пришел в  ласково. зайдя в  один дом, он  увидел девицу, ткущую полотно. это была феврония, дочь древолаза, добывающего мед. юноша, видя мудрость девицы, поведал ей  о  беде, постигшей его господина.

Популярно: Литература