Есть ответ 👍

Как связан петербург и теория раскольникова

264
371
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

VeronaKotik
4,8(38 оценок)

федор михайлович достоевский писал роман «преступление и наказание» в 60е

годы, когда россия вступила в сумеречную переходную эпоху. в нем он отразил

на примере радиона раскольникова, как человек может пойти на крайность,

какие причины толкают людей на столь ужасные поступки. одной из таких

причин является атмосфера жизни. для раскольникова – это петербург. нет не

тот петербург, который видит турист приезжающий осмотреть

достопримечательности, а страшный, душный петербург который как нельзя

лучше описал в своем произведении достоевский. «петербург – виновник

разыгрывающихся драм» - писал р.и.левкин. и действительно если посмотреть в

какой обстановке жил раскольников то можно понять, что являлось одной из

причин преступления.

попробуем рассмотреть петербург, так как нам показывает автор. забудем все

то, что мы о нем знаем. и так что же мы видим в самом начале романа: «на

улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…». автор специально

подобрал слова так, чтобы показать не просто один из жарких летних дней, а

постоянную, удушающую жару. чтобы это лучше понял читатель, автор почти

повторяет пейзаж позже, во второй части и дальше: «здесь тоже духота была

чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею краской на тухлой

олифе…». но погода иногда меняется, но не в лучшую сторону, так после

жуткой жары начинается ужасный ливень: «…вечер был душный и мрачный. к

десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь

хлынул…». через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты,

сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока.

но не только пейзажи петербурга повлияли на родиона, можно получше

рассмотреть то место где он жил, помещения других людей. раскольников жил в

« клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-

вот стукнешься ». “, жёлтого цвета ” вызывают

такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. как гроб видится

нам постель раскольникова - “ большая ”, которую, как

саван, сплошь покрывают лохмотья. выгляните на улицу: жёлтые, пыльные,

высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла,

асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре

без вреда для своего рассудка. коморка раскольникова отражает весь

петербург, можно вспомнить, что катерина ивановна говорит, что на улицах

петербурга, словно в комнатах без форточек. а если посмотреть на хоромы

старухи, раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что

другие, как, например мармеладовы, живут плохо. он считает, что, убив

старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление.

и так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в

петербурге. именно для того, чтобы лучше их показать достоевский вводит

уличные сцены. вспомним, как раскольников встречает пьяную девочку. она,

еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет.

возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда раскольников видит

самоубийство. на мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал под

повозку. это говорит о злости, раздражительности людей. в романе

достоевский показывает нам мертвый, холодный петербург, равнодушный к

судьбе человека. раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом

городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. в

петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской

радостью, даже в них мы видим только страдания: «неужели ты не видела здесь

детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? я узнавал, где

живут эти матери и в какой обстановке. там детям нельзя оставаться детьми.

там семилетний развратен и вор».

видя такой петербург, раскольников еще больше убеждается в своей теории. он

считает, что всем обиженным и обездоленным надо , но для этого

нужны жертвы, это приводит его к преступлению. вообще-то если бы

раскольников жил в другой атмосфере, в том петербурге, который нам

достоевский не рисует - мир богатых. те районы, куда раскольников почти не

заходит, где во дворах растут красивые цветы, и все кажется безмятежным.

тогда раскольников не видел всех этих жизней, считал бы, что мир и так

устроен хорошо, и менять, переступая через жизни других людей, ничего не

надо. но достоевский помещает героя именно в такую атмосферу жизни, и идеи

раскольникова в таком петербурге только крепнут и еще больше углубляются в

его сознании, что толкает его к совершению преступления.


Анализ стихотворения тютчева «листья»федор тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды тютчева на современную . к раннему периоду творчества относится и стихотворение «листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет. с первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. однако это описание кажется весьма странным. в нем нет восхищения или же умиления красотой природы. наоборот, тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми.гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, на землю. и лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.вторая часть стихотворения «листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «так что же нам даром висеть и желтеть? », — вопрошает автор. по его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл. еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.«сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! мы с вами летим! », — именно так юный тютчев формулирует свое отношение к старости. создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной. правда, сбыться юношеским тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. тем не менее, в какой-то степени стихотворение «листья» оказалось пророческим, так как тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого тютчев уже не смог оправиться. равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Популярно: Литература