Есть ответ 👍

Краткий анализ стихотворение некрасова "утро" грустна, ты страдаешь душою: верю – здесь не страдать мудрено.

193
319
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


тихотворение «утро» датировано 1874 годом, вошло в самый мрачный и пронзительный предсмертный сборник н. а. некрасова «последние песни». из всего сборника оно выделяется названием — светлым и многообещающим. но как раз в контрасте между названием и содержанием кроется один из главных секретов произведения: название подчеркивает, оттеняет ощущение тоски, безысходности и безнадежности, возникающее и усиливающееся в «кинематографически» быстрой смене картин безотрадного состояния как сельской, так и городской жизни.

лирический герой находится в таком удрученном состоянии души, когда даже вполне нейтральные картинки природы (пастбища, нивы, луга, галки, стог, туман, небо) воспринимаются как мрачные и безотрадные, что подчеркивается эпитетами «мокрые сонные», «синий», «мутное», а также многократным повтором местоимения «это» в разных грамматических формах, с которого часто начинаются строки и строфы, преобладанием пунктуационного знака «точка с запятой», повторы которого картину неостановимости пагубного процесса.

то же и во второй части стихотворения: обыденные эпизоды жизни очередной раз города рисуются сатирически-зло. авторская позиция проявляется и явно, открыто («но не краше и город богатый», «целый день им обмеривать нужно»), и скрыто, через выразительные средства и иронию. применяя параллелизм сходного построения фраз типа «те же тучи», неопределенные местоимения и наречия «кто-то», «где-то», автор констатирует повторяемость и типичность происходящего. жутковатость картин передается на шипящие, а также р и сочетание ст: «жутко нервам», «возвестили с каланчи» и т. п.

н. а. некрасов применяет в стихотворении и еще один сатирический прием: самые чудовищные подробности (, гражданская казнь «на позорной площади», дуэль, смерть вельможи, повседневная жизнь проститутки или торгаша, наконец, самоубийство как итог всему) словно невзначай, в перечислении, вперемежку с обыденными (лопаты, торговля, дворник, стадо гусей), что создает зловещую картину потерянности, ненужности частной судьбы в этом аду человека. выстрел «где-то в верхнем этаже» (где живут самые бедные) — действительно становится единственным закономерным итогом, а может быть, выходом для человека, который совершенно не нужен этим утром никому.

понятие «нищеты» к концу стихотворения расширяется: нищета материальная вырастает в духовную нищету: «работа», которая «начинается всюду», не несет в себе ни созидания, ни добра, потому что она или незначительна, или безнравственна и уж во всяком случае — никак не обращена к человеку.

в стихотворении есть и загадка. оно начинается с обращения: «ты грустна, ты страдаешь душою» кто же эта «ты»? конкретное лицо? сестра поэта а. а. буткевич или ставшая затем женой зина, не отходившая впоследствии от тяжело больного поэта? или это обобщенное лицо — просто воображаемая собеседница со сходным мироощущением? а может быть, сама родина, образ которой в поэтическом сознании поэта всегда был женственным, что унаследует от н. а. некрасова а. а. блок? наконец, это может быть муза некрасова — избитая кнутом, , но несгибаемая крестьянка, вдохновляющая поэта на поэтический и гражданский подвиг? образ собеседницы остается непроясненным, что придает стихотворению обобщенность и особую выразительность. личные ощущения переходят в типичную картину несовершенства мира

— а это свойство поэзии н. а. некрасова в целом.


Вольный стих — рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб.

Популярно: Литература