Ответы на вопрос:
джаз. появившееся в начале xx века слово jazz стало обозначать тип новой,
зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку
исполнял. что же это за музыка и как она появилась?
джаз возник в сша среди угнетенного, бесправного негритянского населения,
среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
в начале xvii века прибыли в америку первые невольничьи корабли с живым
грузом. его быстро раскупили богачи американского юга, которые стали
использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. оторванные
от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда,
черные невольники находили утешение в музыке.
негры удивительно музыкальны. особенно тонко и изощренно их чувство ритма.
в редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
ударами по пустым ящикам, жестянкам -- всему, что находилось под рукой.
вначале это была настоящая африканская музыка. та, которую невольники
со своей родины. но шли годы, десятилетия. в памяти поколений
стирались воспоминания о музыке страны предков. оставались лишь стихийная
жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. на
слух воспринималось то, что звучало вокруг -- музыка белых. а те пели, в
основном, христианские религиозные гимны. и негры тоже стали петь их. но
петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на
лучшую жизнь хотя бы за гробом. так возникли негритянские духовные песни
спирячуэлс.
а в конце xix века появились и другие песни -- песни-жалобы, песни
протеста. их стали называть блюзами. в блюзах говорится о нужде, о тяжелом
труде, об обманутых надеждах. исполнители блюзов обычно аккомпанировали
себе на каком-нибудь самодельном инструменте. например, приспосабливали
гриф и струны к старому ящику. лишь позднее они смогли покупать себе
настоящие гитары.
любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось
изобретать самим. в дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы,
натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса,
стиральные доски.
после окончания гражданской войны 1861 -- 1865 годов в сша были распущены
духовые оркестры воинских частей. оставшиеся от них инструменты попали в
лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. оттуда-то негры, наконец,
смогли получить настоящие музыкальные инструменты. повсюду стали появляться
негритянские духовые оркестры. угольщики, каменщики, плотники, разносчики в
свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. играли
по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.
чернокожие музыканты играли марши, танцы. играли, подражая манере
исполнения спиричуэлс и блюзов -- их национальной вокальной музыки. на
своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности
негритянского пения, его ритмическую свободу. нот они не знали; музыкальные
школы белых были закрыты для них. играли по слуху, учась у опытных
музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. так же по
слуху сочиняли.
в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в
инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка -- джаз.
основные особенности джаза -- это импровизационность и свобода ритма,
свободное дыхание мелодии. музыканты джаза должны уметь импровизировать
либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. что же
касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от swing
-- качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так:
"это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение
легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения
всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя
фактически темп остается неизменным".
со времени своего возникновения в южном американском городе нью-орлеан джаз
успел пройти огромный путь. он распространился сначала в америке, а затем и
во всем мире. он перестал быть искусством негров: скоро в джаз пришли
белые музыканты. имена мастеров джаза известны всем. это луи
армстронг, дюк эллингтон, бении гудмен, глен миллер. это певицы элла
фицджералд и бесси смит.
музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. американский композитор
джордж гершвин написал "рапсодию в стиле блюз" для фортепиано с
оркестром, использовал элементы джаза в своей опере "порги и бесс".
джазы есть и у нас в стране. первый из них возник еще в двадцатые годы. это
был театрализованный джаз-оркестр под леонида утесова. на
многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор дунаевский.
наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих
пор пользующемся успехом фильме "веселые ".
в отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. джаз
-- это всегда ансамбль солистов. и даже если случайно составы двух джазовых
коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в
одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется
какой-то другой музыкант.
Популярно: Музыка
-
14ксенечка1531.05.2021 09:31
-
филин200802.07.2022 12:52
-
ЭмилиСтоун1124.12.2020 09:50
-
анч2129.08.2020 04:35
-
artemkrav99ozgp1u26.04.2020 00:44
-
suleimanzhasulan31.10.2020 00:22
-
рррр19425.09.2020 09:57
-
алёнка123456789118.01.2020 12:07
-
zizi202025.08.2020 20:21
-
footbal3227.10.2022 18:02