Есть ответ 👍

Сообщение о древних тюрских мифах и легендах

138
272
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


Мифотворчество — важнейшее явление в культурной человечества. людям с самых ранних времен приходилось осмысливать окружающий мир. кто сотворил все, что есть на земле? почему всходит и заходит солнце? почему день сменяется ночью? почему появляются на ночном небосклоне луна и звезды, а туманно-белая полоса — млечный путь, кус-жолы — проходит через все небо? что такое тучи, ветер, дождь, снег, град? на эти и на многие другие вопросы искали ответ наши далекие предки. наиболее ранней формой понимания человеком окружающего мира и себя и является мифология. древний человек переносил на природные явления свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. представление неба, светил, земли, воды, природных явлений и т.д. в качестве конкретных и одушевленных образов порождало причудливую мифологическую фантастику. с одной стороны, боги часто представляются в мифах великанами (тенгри, умай), порой меняющими свой облик, способными превращаться в животных, птиц, пресмыкающихся (зевс, йер-су), с другой — все боги, духи, герои связаны чисто человеческими семейными отношениями. это мы наблюдаем как в древнегреческой, славянской, индийской, скандинавской мифологиях, так и в мифологии древних тюрков. древнетюркская мифология — совокупность мифологических систем народов, говорящих на тюркских языках (турок, азербайджанцев, туркмен, казахов, киргизов, узбеков, уйгуров, татар, башкир и в древнетюркской мифологии говорится о существовании трех миров: верхнего (небесного), среднего (земного — мира людей) и нижнего (подземного). читая мифы тюркоязычных народов, взятые из книги о.марковой и к.жанабаева “золотая колыбель”, а также мифы, записанные первым казахским ученым шоканом уалихановым, вы увидите это. вначале были сотворены “голубое небо” (верхний мир) и “бурая земля” (средний мир), а затем между ними возникли “сыны человеческие”. “голубое небо” тюрки называли крышей мира, где ежедневно солнце и луна. особо почйталось солнце. двери каганского* шатра были открыты на восток — в сторону, где восходит солнце. земная твердь предстает в древнетюркской мифологии как пространство, ограниченное с четырех сторон и имеющее четыре угла. она населена “сынами человеческими”. верховным божеством древние тюрки называли тенгри (небо), принадлежащего верхнему миру. в отличие от неба — части космоса — он никогда не именуется ”кок” (“голубое небо”) и “халык” (“небесный свод”). тенгри распоряжается всем в мире и, в частности, судьбами людей: распределяет сроки жизни, дарует каганам* власть и мудрость, решает государственные и военные дела. жена тенгри умай? — богиня земли, плодородия. вместе с тенгри она покровительствует воинам. бог среднего мира — священная “земля-вода” йер-су. он вместе с тенгри и умай покровительствует тюркам и наказывает согрешивших. бог нижнего мира — эрклиг. он враждебен верхнему миру, разлучает людей. среди древнетюркских мифов можно выделить те, которые рассказывают о происхождении богов, о происхождении людей, о происхождении или введении тех или иных благ: добывании огня, изобретении ремесел, земледелия. с мифологическими представлениями древних тюрок связаны почитание волка и культ предков (об этом говорится в “предании племени бугу”, записанном шоканом уалихановым, и в повести м.магауина “дети одного отца”). древнетюркская мифология не сохранилась как целостная система, так как тщательно изгонялась пришедшим позже на территорию, населенную тюрками, исламом — так же, как мифология уничтожалась христианством. известны лишь мифы орхоно-енисейских наскальных надписей, относящиеся к vii—-xi векам, отголоски древних мифологий в народном эпосе, некоторые мифы, собранные этнографами и xix века, записи фольклористов.

  работа в  канаде на  стареньком самолёте «дс-3» дала бену «хорошую закалку», которой последние годы он  летал на  «фейрчайльде» над египетскими пустынями, разыскивая нефть для нефтеэкспортной компании. чтобы высадить геологов, бен мог приземлить самолёт где угодно: «на  песок, на  кустарник, на  каменистое дно пересохших ручьёв и  на  длинные белые отмели красного моря», каждый раз «отвоёвывая последний дюйм над землёй».

  но  сейчас и  эта работа закончилась: руководство компании отказалось от  попыток найти большое месторождение нефти. бену исполнилось 43  года. жена, не  выдержав жизни в  «чужеземном посёлке аравии», уехала в  родной массачусетс. бен обещал приехать к  ней, но  понимал, что на  старости лет он  не  сможет наняться лётчиком, а  «благопристойная и  порядочная» работа его не  привлекала.

  теперь у  бена остался только десятилетний сын дэви, которого жена не  посчитала нужным забрать с  собой. это был замкнутый ребёнок, одинокий и  неприкаянный. мать им  не  интересовалась, а  отца, резкого и  немногословного, мальчик боялся. для бена сын был чужим и  непонятным человеком, с  которым он  даже не  пытался найти общий язык.

  вот и  сейчас он  жалел, что взял сына с  собой: прокатный самолёт «остёр» сильно мотало, и  мальчика тошнило. взять дэви на  красное море было очередным великодушным порывом бена, которые редко кончались добром. во  время одного из  таких порывов он  попробовал учить мальчика самолётом. хотя дэви был сообразительным ребёнком, грубые окрики отца в  конце концов довели его до  слёз.

  на  уединённый берег красного моря бена желание заработать: он  должен был снимать акул. телевизионная компания хорошо платила за  метр плёнки с  таким фильмом. сажая самолёт на  длинную песчаную отмель, бен заставил сына смотреть и  учиться, хотя мальчику было плохо. «все дело в  последнем дюйме»,  — наставлял лётчик.

  отмель образовывала акулью бухту, названную так из-за зубастых обитателей. отдав сыну несколько резких приказов, бен скрылся в  воде. дэви до  обеда сидел на  берегу, глядя на  пустынное море и  думая, что будет с  ним, если отец не  вернётся.

  хищницы были сегодня не  активны. он  уже отснял несколько метров плёнки, когда им  заинтересовалась кошачья акула. она подплыла слишком близко, и  бен поспешил выбраться на  берег.

  во  время обеда он  обнаружил, что взял с  собой только пиво,  — о  сыне, который пива не  пьёт, он  снова не  подумал. мальчик интересовался, знает  ли кто-нибудь об  этой поездке. бен сказал, что в  эту бухту можно попасть только по  воздуху, он  не  понимал, что мальчик боится не  незваных гостей, а  остаться один.

  бен ненавидел и  боялся акул, но  после обеда нырнул снова, на  этот раз с  приманкой  — лошадиной ногой. на  деньги, полученные за  фильм, он  надеялся отправить дэви к  матери. хищницы собрались вокруг мяса, но  кошачья акула бросилась на 

  обливаясь кровью, бен выбрался на  песок. когда к  нему подбежал дэви, выяснилось, что акула почти оторвала бену правую руку и  сильно повредила левую. ноги тоже были все изрезаны и  изжёваны. лётчик понял, что дела его совсем плохи, но  умереть бен не  мог: он  должен был бороться ради дэви.

  только теперь отец попытался найти подход к  мальчику, чтобы успокоить его и  подготовить к  самостоятельному полёту. поминутно теряя сознание, бен лёг на  полотенце и  отталкивался ногами от  песка, пока сын тащил его к  «остеру». чтобы отец мог забраться в  пассажирское кресло, дэви сложил перед дверцей самолёта камни и  обломки кораллов и  втащил отца по  этому пандусу. между тем поднялся сильный ветер и  начало темнеть. бен искренне жалел, что не  удосужился узнать этого хмурого мальчика и  теперь не  может найти нужные слова, чтобы подбодрить его.

  следуя указаниям отца, дэви с  трудом поднял самолёт в  воздух. мальчик помнил карту, умел пользоваться компасом и  знал, что лететь надо вдоль морского берега до  суэцкого канала, а  затем повернуть к  каиру. почти всю дорогу бен был без сознания. очнулся  он, когда подлетали к  аэродрому. «бен знал, что приближается последний дюйм и  всё в  руках у  мальчика». с  неимоверными усилиями приподнявшись в  кресле, отец сыну посадить машину. при этом они чудом разминулись с  огромным четырёхмоторным самолётом.

  к  удивлению египетских медиков, бен выжил, хотя и  потерял левую руку вместе с  возможностью водить самолёты. теперь у  него была одна забота  — найти путь к  сердцу своего сына, преодолеть разделяющий их  последний дюйм.

Популярно: Литература