Ответы на вопрос:
образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле»[22]. в современной научной к сакам относят ираноязычные племена приаралья, северных и восточных районов средней азии, казахстана и южной сибири, отличая их от близких по культуре массагетов и скифов северного причерноморья. в отличие от скифов северного причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга»[23][24][25][26][27].
образ жизни саков был оседло-кочевой. в степях западного и отчасти центрального казахстана встречалось кочевое скотоводство. в степных и полустепных районах западного и южного казахстана у саков развивалось верблюдоводство. верблюд использовался как вьючное животное. меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. на юге казахстана в долине сыр-дарьи развивалось земледелие.
в vii—iii вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. во главе этих союзов стояли верховные вожди. их называли царями. цари избирались советом вождей. государственные дела обсуждались на народном собрании. царь распределял между и племенами пастбища и другие земельные угодья.
сакские женщины пользовались равными правами с мужчинами. представительницы древней греции, а позднее рима в этом смысле обладали гораздо большими и раскрепощённостью. положение женщины в обществе саков можно определить как нечто среднее между понятиями восточная женщина и западная. известно также имя царицы зарины. так же известно о массагетской царице томирис, которая властвовала после смерти мужа. в сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий[28]. из сословия воинов происходили вожди и цари. царь считался посредником между небом и землёй.
царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. войны были выгодны для племенных вождей. пленных превращали в рабов и использовали в хозяйстве. тип общества саков — военная демократия[29].
самое большое количество курганных могильников саков в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. саки имели торговые связи с алтая, сибири, европы, востока. в середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь», протянувшийся из причерноморья к берегам дона, затем в земли савроматов в южное приуралье, к иртышу и, далее, на алтай, в страну агрипеев, населявших район верхнего иртыша и о. зайсан. по этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. в распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в центральную азию и средиземноморье[30].
уральск – единственный город казахстана в котором побывали писатели, чьи имена составляют гордость мировой : и. а. крылов, в. г. короленко, в. и. даль, в. а. жуковский, а. с. пушкин, л. н. толстой, м. а. шолохов, г. тукай, к. а. федин, в. в. бианки, в. п. правдухин. на многих домах города есть мемориальные доски с их именами. богатое прошлое города вдохновляло поэтов и писателей, посещающих эти места. результатом поездок в уральск у а. с. пушкина явились « пугачева» и «капитанская дочка», у в. г. короленко – «у казаков» и «в краю пугачевских легенд». м. а. шолохов писал здесь главы романа «они сражались за родину».
в 1900 году великий писатель владимир галактионович короленко, совершавший поездку в уральск, останавливался в илеке и ночевал в гостинице в здании "чайной". об этом он написал в своей книге очерков "у казаков", где ярко и красочно описал удивившую его своим своеобразием природу уральских степей. в. г. короленко работал в архиве уральского казачьего войска с июня по сентябрь 1900 года, искал свидетельства событий пугачевского бунта, написал очерки «у казаков» и «пугачевская легенда на урале».
детство великого баснописца ивана андреевича крылова проходило в яицком городке и в оренбурге во время казачьего восстания. маленький ваня крылов, сын капитана андрея крылова, коменданта гарнизона правительственных войск, провел при своем отце всю осаду крепости михайло-архангельского собора пугачевским войском. его отец — капитан андрей прохорович крылов — служил тогда коменданта яицкого городка. вместе с тремя тысячами верных императрице солдат и офицеров, будучи осажден в михайло-архангельском соборе, испытывая муки голода, капитан крылов не сдал позиций. жена крылова во время военных событий находилась с четырехлетним сыном в оренбурге, также осажденном пугачевым. и. а. крылов рассказал пушкину, что пугачев угрожал его отцу в случае отказа сдаться повесить не только его самого, но и его жену с малолетним сыном. рассказы ивана крылова пушкин гениально вплел в ткань романа «капитанская дочка». он проявил беспримерную храбрость и находчивость при обороне яицкой крепости.
в творчестве крылова встречается и тема уральска, например, некоторые слова, употребляющиеся. примечателен для ценителей краеведения и то факт, что воспоминания крылова мог использовать и а. с. пушкин в « пугачева» и «капитанской дочке».
будущий автор словаря, владимир иванович даль, в течение восьми лет
своей службы в оренбурге неоднократно предпринимал поездки в уральск и приуральные степи. в год визита в уральск пушкина — 1833 даль в течение12
недель кочевал между казацкими станицами и казахскими аулами, записывал песни и сказания, одним из первых изучал казахские эпосы и знакомил россию со степью в рассказах «майна», «бикей и мауляна». пользовался огромным уважением за свою честность и интерес к краю. акын махамбет утемисов писал оренбургскому генерал-губернатору перовскому — «…пришли праведных чиновников, которые бы вникли в бедственное положение… особенно мы желаем, чтобы жалобы наши были исследованы господином подполковником далем»
поэт василий андреевич жуковский сопровождал своего воспитанника, наследника престола, будущего императора александра ii при его визите в 1837 году. интересно, что даль, также бывший в поездке с цесаревичем, записал слова одной старой казачки — «царского племени не видывали от самого от государя петра федоровича…»
лев николаевич толстой гостил в 1862 году у своего товарища по севастополю наказного атамана а. д. столыпина, отца будущего реформатора, по впечатлениям от поездки написал повесть «казаки»
Популярно: История
-
лоо25дллллл19.04.2021 02:20
-
dimaolegon9624.07.2021 11:11
-
krylovadashenk22.10.2021 00:43
-
бабеков01.03.2021 10:47
-
Ельтерник30.04.2021 01:47
-
evstropovi163203.05.2020 08:54
-
ifanati200830.07.2021 00:24
-
ulianakosovska025.02.2022 02:51
-
Nastya12547333318.03.2020 04:13
-
nuk528.06.2021 08:20