Вчём состоит необычность цикла в сонате моцарта ля мажор? расскажите о характере темы и шести вариаций на неё в первой части этого произведения.
148
406
Ответы на вопрос:
Не всегда моцарт сохранял традиционный сонатный цикл. значительным отступлением в этом отношении является соната ля мажор , в которой вовсе отсутствует сонатное аллегро. такое отступление (соната без сонатного аллегро) продиктовано замыслом этой сонаты, господством в ней лирических и жанровых, но не драматических образов. этим данная соната отличается от до-минорной и от множества других произведений моцарта, в которых драматическое содержание, столкновение контрастных образов, диктовало необходимость применения формы сонатного аллегро. в сонате ля мажор три части: 1) тема с вариациями; 2) менуэт (в сложной трехчастной форме); 3) знаменитое рондо alla turca . характер и содержание первой части сонаты определяются особенностями самой темы -- светлой, лирической, напевной, вокальной по своей природе, эмоционально близкой некоторым лирическим оперным темам моцарта (например, дуэту дон-жуана и церлины < < ручку мне дашь свою ты> > ); в этой лирической теме имеются черты танцевальности; в ритмическом отношении она близка сицилиане: в шести вариациях не происходит коренного изменения образного содержания темы. мелодические, ладовые и фактурные изменения лишь внутренне обогащают тему, показывают с разных сторон, сохраняя при этом ее поэтичность, мечтательно-нежный колорит. уже в первой вариации обилие , неаккордовых звуков делает тему более изысканной, а шестнадцатые паузы ей взволнованный характер. наибольшее изменение темы происходит в третьей минорной вариации. здесь именно смена мажора одноименным минором и преобладание плавного поступенного движения сообщают теме меланхолически-грустный оттенок, по контрасту еще больше подчеркивающий светлую лирику всей части: в 4-й вариации применен прием, колористически обогащающий тему: это -- переброска левой руки в разные регистры, то ниже, то выше правой, при сохранении сопровождения в одном среднем регистре. тема распределяется между далеко отстоящими друг от друга регистрами. в финальной 6-й вариации выдвигается на первый план присущее теме танцевальное начало. таким образом, все вариационное развитие в первой части ля-мажорной сонаты ведет от лирической песенности к танцевальности. после последней танцевальной вариации вторая часть сонаты (менуэт) воспринимается как ее продолжение; тем более что вторая часть написана в той же тональности ля мажор . в ля-минорном финале (рондо alla turca ) имитируются некоторые особенности янычарской музыки (форшлаги в левой руке в мажорном припеве, подражающие ударным инструментам, кода, воспроизводящая целый оркестр с флейтой пикколо и ударными). вся эта часть основана на контрасте основной темы, грациозной и танцевальной, и тяжеловатого, энергичного, мажорного припева. в основной теме финала с ее восходящей на терцию интонацией имеется родство с темой вариаций первой части.
Композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера виктора александровича гартмана. на ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.
Популярно: Музыка
-
velvis205007.10.2020 02:56
-
kitsunesan1328.04.2023 07:14
-
Bonyashechka20.12.2020 23:27
-
Lalana1130.10.2020 04:46
-
8950812248225.06.2020 20:29
-
настя757904.12.2021 00:04
-
Trolello14.08.2020 06:41
-
12654321ььь19.03.2020 16:26
-
Vitaliy5555520.05.2023 06:10
-
шоколадказнаний11.08.2020 19:56