Есть ответ 👍

Письменный анализ стихотворения тучи. кратко

274
396
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

gardenberg17
4,7(37 оценок)

Встихотворении ярко выражены мотивы одиночества и странничества, которые являются сквозными   для всего творчества лермонтова.   создания этого произведения известна из воспоминаний современников поэта — оно было написано в день его отъезда из петербурга на кавказ.   лермонтов отправлялся в ссылку, и в доме у карамзиных собрались друзья, чтобы проститься с поэтом   перед разлукой. «тучи» — стихотворение, написанное « на случай », как многие стихи лермонтова, но оно поражает читателя своей глубиной и тонким психологизмом. в этот период жизни автор пребывал в разладе не  только с окружающим его миром, но и с самим собой. осознание того, что человек не может своей жизнью и поступать так, как хочет, вызывало у лермонтова чувство досады. открывается стихотворение ярким динамичным пейзажем: тучки небесные, вечные странники! степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную. перед читателем — пейзаж-настроение. настроение создаётся уменьшительно-ласкательным суффиксом в слове тучки, эпитетом небесные, изысканным соче- танием цвета — жемчуг на фоне ярко-голубого неба. лермонтов изображает характерное для него худо- жественное пространство, образуемое вертикалью земля — небо. вместе с поэтом читатель оказывается в безбрежной « лазурной степи » . но не вид природной гармонии создаёт эмоциональный тон, а вторгающееся в этот небесный пейзаж земное слово странники, которое к тому же усилено эпитетом вечные. от лазурного неба и белоснежных облаков особенно контрастен переход к ощущению бесприютности. в произведении создан аллегорический образ туч, которые, подобно поэту-изгнаннику, мчатся «с милого севера в сторону южную». кто такой странник? тот, у кого нет дома, кто бесприютен и одинок. в стихотворении слово странники приобретает особую выразительность, потому что усилено сравнением с лирическим героем: «мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники … ». почему же поэт вынужден расстаться со своей родиной? причины его изгнания объясняет цепочка риторических вопросов: кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? или на вас тяготит преступление? или друзей клевета ядовитая? риторические вопросы расположены по мере уве- личения глубины и тяжести перечисленных причин. самая горькая из них — « друзей клевета ядовитая », потому что настоящие друзья не . а значит, лирический герой одинок — у него нет друзей. он попытался сравнить себя с тучками, решив, что их объединяет изгнанничество. но в третьей строфе он сам же и отвергает возник- шее вначале сравнение — она начинается прямым отрицанием: « нет … » , никто не гонит тучки — они свободны. свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны — им попросту наскучили холодные северные края. нет у них родины — не может им быть и изгнания. поэтому названо сти- хотворение не « тучки » , а более отчуждённо и сдер- жанно — « тучи » . в судьбе тучек и в судьбе поэта есть только видимое сходство — различия между ними гораздо важнее. только у человека, каким бы он ни был независи- мым, есть «корни»: дом, семья, друзья — всё то, что называется родиной. и разве возможно, пусть даже тяжкую долю изгнанника, променять на холодное блаженство? несмотря на то что поэт гоним злой судьбой, в душе его нет безысходного трагизма. он многого лишён, но у него есть любовь к родине и сердце, отзывающееся на всё, что происходит в мире. и судьба изгнанника в системе ценностей жизни ока- зывается выше свободы холодных туч. внутреннее развитие мысли и настроения в стихотворении со- вершается стремительно — от светло-печальных тонов вступительной части к трагической теме во второй строфе. в стихотворении можно выделить яркие художе- ственные средства, которые поэту передать его мысли и чувства: олицетворение (тучки — стран- пики), эпитеты и метафоры (степь лаэирная; цепь жемчижная; милый север; нивы бесплодные: тучки вечно холодные, вечно свободныеу. стихотворение написано дактилем.

Ко всем своим героям пушкин относится снисходительно. он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелице­приятные поступки, но указывает и на проявленное ими благо­родство. онегин, занимаю­щий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. то же можно ска­зать и о татьяне. наверное, наиболее трепетно авторское отно­шение именно к татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

Популярно: Литература