Есть ответ 👍

Анализ стиха - " когда волнуется жёлтеющая нива" . 7 класс лермонтов.

288
428
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

bogerov228
4,8(5 оценок)

Стихотворение м. ю. лермонтова «когда волнуется желтеющая нива» представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, где все благодать: «прячется… малиновая слива» , «вечер румяный» , «ландыш серебристый кивает головой» , «студеный ключ играет» , ключ «лепечет… таинственную сагу про мирный край» . в стихотворении каждая деталь говорящая: в необыкновенной по выразительности картине есть место «свежему лесу» , «тени сладостной зеленого листка» , обрызганному душистой росой ландышу. почему же мысль лирического героя погружается «в какой-то смутный сон» ? что-то непонятное не дает покоя… смутный сон… все же это тревога, недосказанность, неполнота жизни, хотя поэт утверждает, что счастье он может постигнуть на земле. чувствуется самообман. что же не так? красивый мир грез существует отдельно, сам по себе. там, где нет человека, все гармонично для поэта. место, пустое от людей, - это уже противопоставленность человека и природы. создается впечатление, что именно такой мир близок лермонтову. в этом стихотворении невольно улавливаешь разобщенность героя с людьми, одиночество, безысходность, которые лишь на время отступают, поэту забыться. тревога жила в его душе. проблема не исчерпана: на смену весне, лету придет зима. в жизни все меняется, находится в движении. счастье кратковременно, что подчеркнуто словами: «и счастье я могу постигнуть на земле» , «когда волнуется желтеющая нива…» . лермонтов чувствует себя одиноким и во времени. все так зыбко. перед нами человек, умеющий понимать природу и ценить тончайшие оттенки: «свежий лес» , «малиновая слива» , «сладостной тенью» , «душистой росой» , «румяным вечером» , «час златой» , «ландыш серебристый» , «мирный край» , «студеный ключ» . природа живет: прячется слива, ландыш качает головой, студеный ключ играет по оврагу, ключ лепечет таинственную сагу. создается странное впечатление: волнующаяся нива, шумящий лес, играющий ключ не могут вызвать у нас ничего, кроме любования. а хочется почувствовать дуновение ветерка, увидеть, что и нам кивает ландыш, и услышать таинственную сагу. нет, прекрасная картина погружает мысль в смутный сон. есть красота, есть природа, но нет места …мне.
Tkora
4,4(51 оценок)

Поэма «медный всадник» завершает в творчестве а. с. пушкина тему петра i. величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:           на берегу пустынных волн          стоял он, дум великих поли,          и вдаль глядел.          царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской решение: «здесь будет город ».          монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). перед взором петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». но взгляд правителя устремлен в будущее. россия должна утвердиться на берегах это необходимо для процветания страны:           флаги в гости будут к нам,          и запируем на просторе.          прошло сто лет, и великая мечта петра осуществилась:           град,          полнощных стран краса и диво,          из тьмы лесов, из топи блат          вознесся пышно,           пушкин произносит восторженный гимн творению петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая москва». однако отношение поэта к петру было противоречивым. если в «стансах» пушкин видит в деятельности царя образец государственного служения отечеству, то позднее, в «заметках по xviii века», он указывает на жестокость этого монарха и па самодержавный характер власти в его царствование.          это противоречие будет тревожить пушкина во время его работы пал поэмой «медный всадник». петр-самодержец представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. даже в тех строках, где пушкин как будто славит дело петра уже слышна интонация тревоги:           о мощный властелин судьбы!           не так ли ты над самой бездной,          на высоте, уздой железной          россию поднял на дыбы?           образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. стихия сметает все а своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. евгений «человек обыкновенный»: он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:           и станем жить и так до гроба,          рука с рукой дойдем мы           в поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом евгения, его внешности, чертах характера. лишив евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. однако в экстремальной, критической ситуации евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества».          в мире бушующих стихий идиллия невозможна. параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?           «смятенный ум» евгения не выдерживает «ужасных потрясений». он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». словно древний пророк, достигший неправедность мира, евгений отгорожен от людей и презираем ими. сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана».          через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два петра (петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение медный всадник, застывшее изваяние), два евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два петербурга («петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). в этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль пушкина мысль о человеке, его самоценности.          «медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности петра i, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве « необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «петербургская повесть»)

Популярно: Литература