milaxa1245
26.09.2020 09:43
Музыка
Есть ответ 👍

Охарактеризуйте части классического сонатного цикла

143
226
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

GGame78
4,5(87 оценок)

сонатно-симфонический цикл  — циклическая  музыкальная форма  произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония,  концерт,  соната,  трио,  квартет,  квинтет  и  т.  в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего  — первую) излагать в  сонатной форме.от  сюитного цикла  (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей строения цикла (прежде всего  — в количестве частей и их последовательности).

сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто  инструментальных форм. при этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе  — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре  симфонии, так и  камерно-музыкальные  произведения.

характеристики форм[править  |  править вики-текст] количество частей[править  |  править вики-текст]

в музыке венских классиков (гайдна,  моцарта,  бетховена) закрепились и стали «нормативными»:

трёхчастный цикл[править  |  править вики-текст] в  сонате,в  концерте  для солиста (солистов) с оркестром,в  камерной музыке  с участием фортепиано в классических  симфониях  трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы  — см. некоторые симфонии гайдна и моцарта ранних периодов творчества четырёхчастный цикл[править  |  править вики-текст] в  симфонии  (со времён  к.ф.э. баха  и гайдна),в  камерной музыке  без участия фортепиано (прежде всего  — в квартетах, квинтетах и  т. 

в некоторых сонатах  гайдна,  моцарта  четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей.[уточнить]  (например сонаты для скрипки и фортепиано моцарта k 301-305.) 

форма частей[править  |  править вики-текст]

форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.

наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и  скерцо  или  менуэта  (сложная трёхчастная). гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы:   большое рондо  и его разновидности,  рондо-соната,  вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично  малое рондо, но нередки другие формы рондо,  сложная трёхчастная форма,  вариации,  сонатная форма).

однако существует множество нетипичных случаев. например, первая часть может быть написана в форме вариаций (бетховен.  соната для фортепиано №  12), скерцо  — в форме рондо (глазунов.  симфония №  5), финал в форме  фуги  (бетховен.  соната для фортепиано №  29). в крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (моцарт ― соната a-dur).

единство цикла[править  |  править вики-текст]

при таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.

также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например,  фортепианный концерт  скрябина), даже звучание тем всех частей в финале (симфонии №  9  бетховена), либо применение сквозного мотива, проводимого во всех частях цикла (берлиоз ―  фантастическая симфония, «гарольд в италии», чайковский ― «манфред»,  пятая симфония).

примечания[править  |  править вики-текст] ↑  финалом (итал.  finale) называется последняя часть цикла из 3-х и более частей.↑  например, тональности частей  девятой симфонии  малера: 1. ре мажор, 2. до мажор, 3. ля минор, 4. ре-бемоль мажор.
KEYK01
4,6(23 оценок)

1.на седьмой ступени мажора нет тонического трезвучия родственной тональности. например, в до мажоре на основных ступенях (кроме тоники, на iv и v) получаются мажоры, на седьмой - уменьшенное трезвучие и на остальных - миноры. все эти трезвучия, кроме уменьшенного, и являются тониками тональностей, родственных до-мажору, понимаете? то есть, три минора и два мажора. в современной академической школе правила несколько расширились и к этим пяти тональностям добавляется еще одна, хотя это и в известной мере условность: минорная субдоминанта (в данном случае, фа-минор) тоже причисляется к родственным. это произошло потому, что со времен венской классической школы гармонические лады применялись повседневно и давно перестали быть экзотическими. иными словами, "ля-бемоль" (нота из звукоряда гармонического мажора) условно считается также принадлежащим к до-мажору. таким образом, шесть тональностей, из которых две находятся на одной и той же ступени исходной, зато на седьмой ступени тональности нет. 2. родственные тональности - тональности, наибольшее число общих звуков. к родственным тональностям относятся: параллельная тональность, доминантовая тональность и ее параллельная, субдоминантовая и ее параллельная, а также тональность минорной ( гармонической) субдоминанты в мажоре и тональность мажорной ( гармонической) доминанты в миноре. то есть, возьмем до мажор. тогда родственные тональности будут ля минор, соль мажор, фа диез минор, фа минор. значит, в мажоре на 6, 5, 4 повышенной. в миноре тоже самое. вот только про тональность минорной ( гармонической) субдоминанты в мажоре и тональность мажорной ( гармонической) доминанты в миноре самой не совсем понятно, забыла ) вот так будет понятней. каждая тональность имеет шесть родственных тональностей. например: до мажору родственны тональности: фа мажор iv ст. тональности главных ступеней соль мажор v ст ля минор vi ст. параллельная главной тональности ре минор ii ст. параллельные тональностям главных ступеней ми минор iii ст. фа минор iv (г. ) ст. тональность минорной субдоминанты ля минору родственны тональности: ре минор iv ст тональности главных ступеней ми минор v ст. до мажор iii ст. параллельная главной тональности фа мажор vi ст. параллельные тональностям главных ступеней соль мажор vii ст. ми мажор v (г. ) ст. тональность мажорной доминанты по указанным примерам можно судить, что мажорные и минорные трезвучия, построенные на ступенях натурального и гармонического до мажора и ля минора, и будут тониками перечисленных выше родственных им тональностей. 3. выше (2) 4. в мажоре тоника родственной минорной тональности - на 6-й ступене. соответственно, в миноре тоника родственной мажорной - на 3-й. до-мажор - ля минор (без знаков) , ре мажор - си минор (фа и до диез) и т. д. родство тональностей

Популярно: Музыка