Есть ответ 👍

Написать плз: роль природы в былинах

111
152
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


Насколько изучение былин еще до сих пор несовершенно и к каким противоречивым результатам оно некоторых ученых — можно судить хотя бы только по одному следующему факту: орест миллер, враг теории заимствований, старавшийся везде в былинах найти чисто народный характер, говорит: если отразилось какое-нибудь восточное влияние на былинах, так только на тех, которые и всем своим бытовым складом отличаются от склада старославянского; к таким относятся былины о соловье будимировиче и чуриле . а другой ученый, халанский, доказывает, что былина о соловье будимировиче стоит в самой тесной связи с свадебными пенями. то, что о. миллер считал совсем чуждым народу — т. е. самосватание девушки, — по халанскому существует еще теперь в некоторых местах южной россии. здесь, однако, хоть в общих чертах, более или менее достоверные результаты исследований, полученные учеными. что былины претерпели многие и притом сильные перемены, сомневаться нельзя; но точно указать, каковы именно были эти перемены, в настоящее время крайне трудно. на основании того, что богатырская или героическая природа сама по себе везде отличается одними и те ми же качествами — избытком сил и неразлучной с подобным избытком грубостью, о. миллер доказывал, что эпос на первых порах своего существования должен был отличаться такой же грубостью; но так как, вместе со смягчением народных нравов, такое же смягчение сказывается и в народном эпосе, поэтому, по его мнению, этот смягчительный процесс надо непременно допустить в былин. по мнению того же ученого, былины и сказки выработались из одной и той же основы. если существенное свойство былин — , то чем оно меньше заметно в былине, тем она ближе подходит к сказке. таким образом выясняется второй процесс в развитии былин: . но, по миллеру, есть и такие былины, в которых еще вовсе нет , причем, однако, он не объясняет нам, почему он такие произведения не считает сказками ( опыт ). затем, по миллеру, разница между сказкой и былиной заключается в том, что в первой мифический смысл забыт раньше и она к земле вообще; во второй же мифический смысл подвергся изменениям, но не забвению. с другой стороны, майков замечает в былинах стремление сглаживать чудесное. чудесный элемент в сказках играет другую роль, чем в былинах: там чудесные представления составляют главную завязку сюжета, а в былинах они только дополняют содержание, взятое из действительного быта; их назначение — придать более идеальный характер богатырям. по вольнеру, содержание былин теперь мифическое, а форма — , в особенности же все типические места: имена, названия местностей и т. д.; эпитеты соответствуют , а не былинному характеру лиц, к которым они относятся. но первоначально содержание былин было совсем другое, а именно действительно . это произошло путем перенесения былин с юга на север колонистами: постепенно колонисты эти стали забывать древнее содержание; они увлекались новыми рассказами, которые более приходились им по вкусу. остались неприкосновенными типические места, а все остальное со временем изменилось. по ягичу, весь народный эпос насквозь проникнут христианско-мифологическими сказаниями, апокрифического и неапокрифического характера; из этого источника заимствовано многое в содержании и мотивах. новые заимствования отодвинули на второй план древний материал, и былины можно разделить поэтому на три разряда: 1) на песни с очевидно заимствованным библейским содержанием; 2) на песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно и 3) на песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира. о. миллер не совсем с этим согласен, доказывая, что христианский элемент в былине касается только внешности. вообще, однако, можно
GeBorgge
4,7(24 оценок)

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье1,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. "Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: "Гони!

Наш не любит оборванной черни!"

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы2,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

 А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят...

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их

Но счастливые глухи к добру...

 Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

 Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов3 забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

     И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии4

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя,-

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны,- как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу?-

Безопасней... Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье...

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало... да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля,-

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Популярно: Литература