Ответы на вопрос:
Наследие блока обширно и многообразно, оно уже давно стало частью нашей культуры и жизни. любовь – определяющая тема в творчестве великого поэта. от первого цикла «стихи о прекрасной » до «кармен» проносит поэт сложное и противоречивое чувство любви. нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось. первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей владимира соловьева. в этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению вечной женственности – красоты и гармонии. своему идеальному образу блок дает имя – прекрасная . она и древняя дева, и заря, купина, вечная жена и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». миф о софии, мировой душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней традиционную природную, и, в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца ). этот мифологический аспект ранней лирики блока до сих пор не вполне осознан ни читателями, ни исследователями его творчества. весь цикл «стихов о прекрасной » пронизан искренним чувством любви. но что это за чувство? в чем его особенность? несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой любовью дмитриевной менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ. ты горишь над высокой горою, недоступна в своем терему. я примчуся вечерней порою, в упоеньи мечту обниму… к этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. герой любит прекрасную не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. эту любовь можно назвать божественной. в ней нет ни капельки пошлости и приземленности. «стихи о прекрасной » также отчетливо выявили трагическую неосуществимость жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»). преломление и изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «снежная маска», посвященном актрисе наталье николаевне волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме блока «», поставленной в театре комиссаржевской всеволодом мейерхольдом. прекрасная здесь превращается в снежную деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. теперь уже это не то обожествляющее преклонение. мы видим перед собой женщину с уже более отчетливо проступающими чертами. если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с живым реальным человеком: и как, глядясь в живые струи, не увидать себя в венце? твои не вспомнить поцелуи на запрокинутом лице? любовь в цикле лишилась той светлой силы, коей она была наполнена в «стихах о прекрасной ». это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения: я так устал от ласк подруги на застывающей земле. и драгоценный камень вьюги сверкает льдиной на челе. в цикле «кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. это уже не любовь, а страсть. жгучая, как воронье крыло и волосы кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. восьмое стихотворение «ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем апофеоз «плененного» сердца. весь цикл посвящен любови александровне дельмас – оперной певице, исполнявшей роль кармен в петербургском театре музыкальной драмы. кармен в трактовке поэта – это и героиня оперы бизе (сон поэта), и современная женщина, вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которую герой любит до безумия. так, в образе кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, надежду на просветление. сон в стихотворении –пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести». эти стихи, отразившие драму вспыхнувшего чувства, черпали свои коллизии не только из событийных мотивов, но и из внутренних, из диалектики души самого автора. любовная лирика александра александровича блока не утратила своего значения и в наши дни. приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. а это так необходимо в наш рациональный век.
Популярно: Русский язык
-
валерка197306.01.2022 00:53
-
Chara504.02.2022 20:01
-
кар9106.02.2020 09:23
-
liyakotova200129.11.2021 23:10
-
Cyxapuk204.04.2021 05:39
-
oolesyoooolesy18.02.2020 09:44
-
gg32201.02.2023 13:11
-
Maksim7776925.07.2020 05:24
-
gigov1610sp25.04.2021 12:19
-
Вппгш05.11.2020 00:38