Есть ответ 👍

Что лучше: истина или сострадание? в пьесе горького "на дне"

271
373
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


Вряд ли кто-то станет спорить, что горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. и с полным правом это можно отнести к его пьесе "на дне", написанной в 1902 году. она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. действительно, что лучше — истина или сострадание?           если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. а вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. другое дело, что носителем истины является сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: "человек! это — великолепно! это гордо! "          ему противопоставлен лука — добрый, сострадательный и "лукавый", сознательно навевающий "сон золотой" исстрадавшимся ночлежникам. а рядом с лукой и сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам м. горький.          именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: "мы хуже! " целовали и обнимали горького. современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.          итак, действие происходит в ночлежке костылевых, представляющей собой "подвал, похожий на пещеру", под "тяжелыми каменными ", где царит тюремный полумрак. здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие "на дно жизни", куда их безжалостно выбросило преступное общество.          кто-то точно сказал: "на дне" — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди". нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир о
Ariana030709
4,5(69 оценок)

Мир так устроен, что "молодость" и "старость" в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед. такова идеальная гармония бытия и в представлении тургенева. в ней присутствует, конечно, "снятый", преодоленный драматизм конфликта между отцами и детьми. существо этого конфликта лежит в самой природе вещей, и есть, бесспорно, продуманный ход тургенева, начинающего первое знакомство с нигилизмом не через базарова, а через его ученика - аркадия. в аркадии кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. "нигилизм" аркадия - это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, преданиям, авторитетам. конфликт аркадия с николаем петровичем в начале романа тоже очищен от политических и социальных осложнений: представлена неизменная и вечная, родовая его суть. оба героя любуются весною. казалось бы, тут-то им и сойтись! но уже в первый момент обнаруживается драматическая несовместимость их чувств. у аркадия - молодое, юношеское восхищение весною: в нем предчувствие еще не осуществленных, рвущихся в будущее надежд. а у николая петровича свое чувство весны, типичное для умудренного опытом, много испытавшего и по-пушкински зрелого человека. базаров грубо прервал стихи пушкина о весне в устах николая петровича, но тургенев уверен, что у читателей его романа эти стихи из "евгения онегина" на слуху: или не радуясь возврату   погибших осенью листов,   мы помним горькую утрату,   внимая новый шум лесов. ясно, что мысли отца все в прошлом, что его "весна" далеко не похожа на "весну" аркадия. воскресение природы пробуждает в нем воспоминания о невозвратимой весне его юности, о матери аркадия, которой не суждено пережить радость встречи с сыном, о скоротечности жизни и кратковременности человеческого счастья на земле. николаю петровичу хочется, чтобы сын разделил с ним эти мысли и чувства, но для того чтобы их сердечно понять, надо их сначала пережить. молодость лишена душевного опыта взрослых и не виновата в том, что она такова. получается, что самое сокровенное и интимное остается одиноким в отцовской душе, непонятым и неразделенным жизнерадостной, неопытной юностью. каков же итог встречи? сын остался со своими восторгами, отец - с неразделенными воспоминаниями, с горьким чувством обманутых надежд. казалось бы, между отцом и сыном существует непроходимая пропасть, а значит, такая же пропасть есть между "отцами" и "детьми" в широком смысле. и пропасть эта возникает природе человеческого сознания. драматизм развития заключается в том, что прогресс человеческий совершается через смену исключающих друг друга поколений. но природа же и смягчает этот драматизм, и преодолевает трагический характер его могучей силой сыновней и родительской любви. сыновние ( 110) чувства предполагают благоговейное отношение к родителям, прошедшим трудный жизненный путь. чувство сыновства ограничивает свойственный юности эгоизм.

Популярно: Литература