Чем отличается учитель из произведения уроки французского от учителя из произведения 13 подвиг геркала
Ответы на вопрос:
мальчик с дедом жили на лесном кордоне. женщин на кордоне было три: бабка, тетка бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика орозкула, а еще жена подсобного рабочего сейдахмата. тетка бекей — самая несчастная на свете, потому что у нее нет детей, за это и бьет её спьяну орозкул. деда момуна прозвали расторопным момуном. прозвище такое он заслужил неизменной , готовностью всегда услужить. он умел работать. а зять его, орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. за скотом момун ходил, пасеку держал. всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
мальчик не помнил ни отца, ни матери. ни разу не видел их. но знал: отец его был матросом на иссык-куле, а мать после развода уехала в далекий город.
мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на иссык-куль. ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. с трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. поплывет он и скажет отцу своему, матросу: «, папа, я твой сын». расскажет, конечно, как ему живется у момуна. самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. а орозкул так и покрикивает!
по вечерам дед рассказывал внуку сказку. «…случилось это давно. жило киргизское племя на берегу реки энесай. на племя напали враги и убили. остались только мальчик и девочка. но потом и дети попали в руки врагов. хан отдал их рябой хромой старухе и велел покончить с киргизами. но когда рябая хромая старуха уже подвела их к берегу энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «люди убили у меня моих оленят, — говорила она. — а вымя мое переполнилось, просит детей! » рябая хромая старуха : «это дети человеческие. они вырастут и убьют твоих оленят. ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». но мать-олениха рябую хромую старуху, а детей, теперь уже своих, на иссык-куль.
дети выросли и поженились. начались роды у женщины, мучилась она. мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. и послышался тогда издали переливчатый звон. рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. а на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. и тотчас разродилась женщина. первенца своего назвали в честь матери-оленихи — бугубаем. от него и пошел род бугу.
потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. с тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. и не стало маралов. опусте-
ли горы. а когда рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется«.снова настала осень в горах. вместе с летом для орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. вдвоем с момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого орозкул был зол на весь свет. ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. культурные люди… и за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. а ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. при этой мысли в орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. хотелось избить жену, да дом был далеко. тут еще этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошел, точно встретил братьев родных.
и когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. до того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. не даже, что орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушел.
когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? дед ведь в руках у него…
мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись все-таки! — да деду было не до того. и тогда мальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла орозкулу и бекей люльку на рогах.
на кордон тем временем приехали люди за лесом. и пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед момун семенил за орозкулом, точно преданная собака. приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. пьяный орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. а под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что еще вчера была рогатой матерью-оленихой.
скоро все расселись за столом. мальчика все время мутило. он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. а потом сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе орозкул его выгонит.
и мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. он спустился к реке. и ступил прямо в воду…
Популярно: Литература
-
Afyz109.12.2021 12:18
-
Anna1011qpqq10.02.2022 22:20
-
пимрорпр11.04.2021 07:12
-
bioboy09.04.2022 00:32
-
catyaserduck06.09.2021 22:59
-
ainashsharipov25.01.2021 04:23
-
ПрохладныйВетер08.03.2022 21:59
-
katya02225.05.2020 19:39
-
iyliaz4ay10.07.2021 08:13
-
anfisachupina8504.04.2021 21:35