Ответы на вопрос:
композиционно поэма «мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.
но среднее звено — жизнь города — само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. истинная жизнь кипит в гражданской палате, в «храме фемиды». и это естественно для административно-бюрократической россии. поэтому эпизод посещения чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города.
описание присутствия — апофеоз гоголевской иронии. автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. издевка гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, единственный его «живой нерв».
в этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ ада — хоть и опошленного, комического — но истинно ада. возникает и своеобразный вергилий — им оказывается «мелкий бес» — палатский чиновник, что «прислужился нашим приятелям, как некогда вергилий прислужился данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зеркалом и двумя толстыми книгами сидел один, как солнце, председатель. в этом месте вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмеливался занести туда ногу…» как блистательна гоголевская ирония! как бесподобен председатель — «солнце» гражданской палаты! как неподражаемо комичен этот убогий рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет! и самое смешное — как и самое трагичное, страшное! — то, что новоявленный вергилий воистину почитает председателя — солнцем, его кабинет — раем, его гостей — святыми ангелами…
как же мельчают, как испошляются души в подобном мире! как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях — рай, ад, душа!
что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что у «покойника была, точно, душа», окружающие догадались, лишь когда он умер и стал «одно, только бездушное тело». для них душа — понятие ! и в этом — духовная катастрофа.
в отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города кипит, клокочет. но жизнь эта — призрачна, это не деятельность, а пустая суета. что город, заставило в нем все тронуться с места? сплетни о чичикове. все это смешно и ужасно одновременно» пустословие, которое перерастает в духовную пустоту — вот главная идея гоголевского города.
контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного мира. черты алогизма в образе города доведены до предела, с них и начинается повествование. вспомните тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится колесо до москвы или до казани, комичный идиотизм вывесок «и вот заведение», «иностранец иван федоров»…
во многом образ губернского города в «мертвых душах» напоминает образ города в «ревизоре». но укрупнен масштаб: вместо затерянного в глуши городишки, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», город центральный — «невдалеке от обеих столиц». вместо мелкой сошки городничего — губернатор. но жизнь — пустая, алогичная, бессмысленная — та же: «мертвая жизнь».
Популярно: Литература
-
Kikiro15.12.2020 17:48
-
Марта2001216.04.2022 15:04
-
sasha12312347604.11.2021 23:07
-
faraon2106.04.2021 12:03
-
studentASH15.04.2021 08:25
-
Andreyp288113.08.2022 05:33
-
poshel0naher20.04.2022 22:27
-
mariainbox30308.03.2021 23:51
-
пикачу8713.03.2020 11:31
-
яна20032003200309.03.2022 20:25