Ответы на вопрос:
одной из основных характеристик человеческого мышления является биполярно^ гь. в культуре это выражается в существов нии символов, образов, понятий, которые образуют антагонистические пары: космос - хаос, свет - тьма, добро - зло. еще одной универсальной бинарной парой является мужское - женское. мужские образы доминируют в большинстве этнических культур и мифологических
i ! систем, но это не снимает глубину и значимость образов женских. специфика женского начата заключается в большей зависимости от природы. это обусловлено воспроизводящей функцией женщины. в большинстве культур новорожденный ребенок считается существом, вышедшим из нижнего мира. соответственно, женщина рассматривается как ворота, открывающие путь будущему человеку из мира предков в мир людей. природа же, в свою очередь, является противопоставлением культуре человека в целом. следовательно, женские образы вбирают в себя как стихийность природы - в большей степени, так и культуры - в меньшей. это проявляется и в женских образах восточных славян.
религиозные верования восточных славян имеют глубокие корни, восходящие к языческой эпохе. с принятием христианства образы природных божеств не канули в прошлое, а сохранились в сказках, легендах, былинках, приметах и суевериях. изменились только имена ряда персонажей, с которыми связываются те или иные поверья. в период христианизации славян происходила "не столько смена богов, сколько выдвижение рядом со старыми нового бога. и завоевание им первенствующего положения [рыбаков, 1981, с. 371]. этим можно объяснить присущую славянским мифологическим образам полифункциональность,.
процесс трансформации мифологических образов, безусловно, не .был односторонним. на протяжений нескольких веков совершалось взаимное дополнение христианских и языческих традиций и персонажей. введенное "сверху" православие долгое время являлось во многом официальной религи й, при этом новообращенные христиане продолжали поклоняться языческим богам, приносить им жертвы, устраивать игрища и празднества, посвященные природным духам и божествам; называть детей древними именами, нарекая их в то же время именем христианского покровителя. параллельное существование двух религий (православия и язычества) с течением времени приводило к их слиянию, которое вылилось в своеобразную форму христианства - народное православие. образы древних божеств после принятия христианства постепенно обретали актуальные для своего времени черты. поэтому почитание ¡многих святых в народной среде принимало весьма специфические формы в культурных традициях , украинцев и белорусов. нередко божество. наделенное явными языческими признаками, носило имя православного святого. народные обряды, приметы, агиографические легенды о многих святых часто не имели ничего общего с каноническими образами этих персонажей. известно немало случаев, когда к иконам приносили жертвы [калинский, 1877,
Популярно: Русский язык
-
Raf1222217.02.2020 01:12
-
tvojrulet1610.10.2022 01:19
-
Гений161114.01.2020 20:27
-
Антонио78917605.03.2023 19:13
-
987210520.04.2023 19:41
-
Penguinunicirn02.05.2021 05:11
-
lerosabi18.07.2020 17:29
-
sakinaxalilova206.01.2023 17:56
-
Ketinur08.04.2020 10:14
-
maksimlymar20020.12.2021 16:13