Ответы на вопрос:
николаевском мосту (теперь — мост лейтенанта шмидта) раскольников вглядывается в исаакиевский собор. в картине, описываемой достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия раскольниковым пространства. с одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности. с другой – от этой великолепной панорамы веяло "духом немым и глухим". каждый раз раскольников дивился своему "угрюмому и загадочному впечатлению" от этой картины. в панораме исаакиевского собора как будто таится суровый и мрачный дух хранителя и основателя города – петра i, а вздыбленный на коне памятник петра – этот каменный истукан – материальное воплощение гения места, по выражению н. п. анциферова. призрак мрачной государственности, отмеченной уже пушкиным в поэме "медный всадник", когда истукан, соскочивший с пьедестала гонится за "маленьким человеком" евгением, пугает и преследует также и раскольникова . перед этой величественной, но уничтожающе холодной государственностью раскольников, возомнивший себя сверхчеловеком, оказывается микроскопическим "маленьким человеком", от которого равнодушно отворачивается этот "непостижимый город" царей и чиновников. словно иронизируя над раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, петербург сначала ударом кнута по спине вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой сердобольной купеческой дочери кидает раскольникову подаяние – в ладони раскольникова падает двугривенный. тот, не желая принимать от враждебного города подачки, швыряет двугривенный в воду: "он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к неве, по направлению дворца (зимнего дворца. – а. г.) . небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на неве так редко бывает. купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего, возвращаясь домой, — случалось ему, может быть, раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную ". "художник м. в. добужинский заинтересовался, почему достоевский отметил это место, как наиболее подходящее для созерцания исаакиевского собора. оказалось, что отсюда вся масса собора располагается по диагонали и получается полная симметрия в расположении частей" (белов с. в. роман ф. м. достоевского "преступление и наказание". комментарий. м. , "просвещение", 1985, с. 118).
Популярно: Литература
-
kiska62509.10.2021 21:57
-
12345647107.11.2021 02:18
-
minikotik32225.04.2021 21:27
-
Hist1814.05.2023 17:53
-
Viking01234509.01.2022 13:58
-
Amina080719.05.2022 08:28
-
Акулинна19.02.2021 04:23
-
milanaberezova11.04.2020 18:34
-
муратдавлетов24.08.2022 10:44
-
the2601.04.2022 14:20