Есть ответ 👍

Какие фольклорные черты вы отметили в повести о шемякином суде

136
326
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

Jannacool
4,7(17 оценок)

Шемякин суд заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье шемяке, сохранившейся во многих рукописях xvii и xviii вв. , лубочных картинах и народных сказках, а в конце xviii и начале xix в. получившей обработку, сделанную ф. задубским, а. осиповым (или а. олениным) , п. свиньиным и новейшими издателями никольского рынка. все описательные приемы повести, отчасти моральные, обнаруживают позднюю переработку древней легенды на почве сказочных мотивов. традиционные братья, богатый и убогий, ссорятся из-за того, что бедный попортил лошадь богатого. так как богатый не дал хомута, то бедный должен был привязать сани к хвосту лошади. въезжая в ворота, он забыл выставить подворотню, и у лошади оборвался хвост. богатый отказывается принять лошадь и идет в город с жалобой на брата к судье шемяке. челобитчик и ответчик совершают путь вместе. с бедняком случается второе невольное несчастье. во время сна он падает с полатей в колыбель и убивает попова ребенка. поп присоединяется к богатому. при входе в город, бедняк решает покончить с собой и бросается с моста, но падает на больного старика, которого сын вез, очевидно, по льду в баню. потерпевший также идет к судье с жалобой. во время разбирательства обвиняемый показывает шемяке камень, завернутый в платок. судья уверен, что это - "посул", и решает все три дела своеобразно: лошадь должна остаться у бедняка до тех пор, пока у нее не вырастет хвост; поп отдает свою жену бедняку, чтобы от него у попадьи родился ребенок, а третий истец может отомстить бедняку таким же точно способом, которым последний убил его отца. вполне естественно, что истцы не только отказываются от пени, но ответчику щедрое вознаграждение в виде отступного. этим повесть не оканчивается. судья высылает своего писца получить от бедняка взятку, но, узнав, что последний показывал ему не деньги, а камень, предназначенный для "ушибленья" судьи в случае обвинительного приговора, - бога за спасение жизни. таким образом, все действующие лица повести остаются так или иначе довольны исходом дела, окончившимся благополучно только простоте бедняка. подобно еврейским , и в повести серьезное перемешивается с забавным; поэтому "излюбленные идеи народной словесности о победе правды над кривдой, о спасении несчастного от злобы сильных мира сливаются с чертами из сказания о судах, распространенного у индоевропейских и семитических народов" ("сборник", x, 28). не следует забывать, что в ш. суде судья оправдывает бедняка, совершившего в сущности невольные преступления, и этим спасает его от мести людей, нравственно виноватых, чему сатира на взяточничество не потеряла назидательного назначения. так смотрит на тенденцию повести а. н. веселовский: конечно, судья ставит вопросы казуистически, но так, что пени всей своей тяжестью на истцов и те предпочитают отказаться от иска
dimaschastny
4,7(98 оценок)

  жанр сказки в творчестве м. е. салтыкова-щедрина составляет особый пласт, явившийся своеобразным итогом творчества сатирика. основанные на западноевропейских и национальных традициях, сказки салтыкова-щедрина самобытны и не похожи ни на какие другие.          в них сплетается воедино фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, ирония, удивительно проявляется искусство эзопова языка, фольклорные традиции: обнаруживает себя истинно народное миропонимание, выраженное в авторских представлениях о добре и зле, нищете и богатстве, суде правом и неправом и о неминуемом торжестве разума и справедливости.         в сказках мы встречаем типичных для щедрина героев. здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“медведь на воеводстве”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим угнетателям (“повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “коняга”). герои этих сказок изображены как маски-символы, объединенные в собирательные образы социальных типов.          освещая злободневные вопросы жизни, автор создает остро сатирические произведения в период с 1880 по 1886 год. обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащает фольклорные сюжеты новым содержанием, призывающим к борьбе с существующим режимом. под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных групп.          в сказке “медведь на воеводстве” аллегорически изображается падение самодержавного строя в россии в результате бунта. образы лесных топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные злодеяния” или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводят самую сущность деспотического строя. 

Популярно: Литература