Подготовить сообщение на тему вырозительность и изоброзительность в музыке. заранее
286
335
Ответы на вопрос:
Выразить музыка может многое: широчайшую гамму настроений (веселье и спокойствие, тревогу и , возбуждение и глубокую печаль), бесконечное разнообразие человеческих характеров (суровый и шаловливый, капризный и волевой). сама способность выражать, то есть обращаться непосредственно к эмоциональной сфере — одна из сильнейших сторон музыки. она не описывает, как , не показывает, как живопись и графика, а в самой себе заключает то или иное настроение, тот или иной характер и тут же передает его слушателю — «заражает» его этим настроением или вызывает в нем «образ» этого характера. звучание музыки есть строго организованный звуковой поток, адресованный слушателю, и организованность определяется его содержанием — настроением, характером: веселое настроение определит живой темп, мажорный лад, светлый регистр, волевой характер будет передан энергичным ритмом, активной динамикой и т. п. практически все средства музыки способны воплощать в себе и вызывать в слушателе эмоциональную реакцию — в этом сила воздействия музыки на человека. изобразить музыка может также многое. при этом ясно разграничиваются два уровня музыкальной изобразительности — более непосредственный, звукоподражательный и более опосредованный, музыкально обусловленный. раскаты грома в конце iii части «фантастической симфонии» берлиоза и выстрелы охотников из симфонической сказки прокофьева «петя и волк», многочисленные «колокольные звоны» и «кукования кукушки» в инструментальных произведениях — примеры музыкального подражания звукам самой жизни. но реальное море никогда не шумит так, как в начале «шехерезады» римского-корсакова, и ни одна птичка не поет мелодию из «пети и волка» — это музыкальные интерпретации жизненных звучаний. более того, музыка может изобразить и беззвучные, безгласные объекты — «богатырские ворота» из «картинок с выставки» мусоргского, «дворцовую площадь» в одиннадцатой симфонии шостаковича, «облака» дебюсси. музыкальное изображение, как правило, включает в себя элементы звукоподражания, если есть чему подражать, если объект как- то звучит. это — ритмические элементы (четкое чередование шагов, перестук колес поезда, равномерные накаты морских волн); тембровые (цоканье конских копыт имитируют кастаньеты, громовым раскатам подражают литавры); мел о дико-интонационные (характерные интонации фанфары, кукушки). но при этом подражательные элементы отодвинуты на второй план, а первый занимает собственно музыкальный мелодико-гармонический тематизм. конечно, изобразительные средства музыки несравнимы со средствами живописи, скульптуры, графики, и потому музыкальные изображения требуют мобилизации ассоциативно-рациональной сферы слушателя, его жизненного опыта: надо прежде в самой жизни услышать цокот копыт и перестук вагонных колес, фанфарные сигналы и шум морского прибоя, надо прежде увидеть реально существующую монументальную триумфальную арку и «живые» плывущие в небе облака, чтобы распознать их изображения в музыке и суметь почувствовать своеобразие и красоту этих изображений. оценивая соотношение выразительного и изобразительного в музыке, надо иметь в виду, во-первых, что они «в музыке обычно существуют не порознь, а вместе». выражение того или иного настроения или характера может сопровождаться какими-либо изобразительными деталями, а музыкальное изображение не бывает не окрашено в тот или иной эмоциональный тон (это может зависеть от объективных причин: поезд, который везет пионеров к «зимнему костру», и поезд, под который сейчас бросится анна каренина, стучат по-разному; но причины могут быть и субъективными: море у римского-корсакова волнуется иначе, чем у дебюсси, а птицы поют иначе, чем у мессиана). во-вторых, выразительность и изобразительность в музыке принципиально неравнозначны: будучи искусством прежде всего выразительным, музыка сплошь и рядом обходится без ясно слышимых признаков изобразительности, но, напротив, сколь бы яркой и важной ни была изобразительная сторона, выразительность остается непременным эстетическим требованием. так что «уровень изобразительности» может быть и выше, и ниже, но «уровень выразительности» всегда должен быть высок, — иначе это плохая музыка.
Популярно: Музыка
-
UAola22.07.2020 17:14
-
nastycherry112.03.2023 21:27
-
Sci6fiweapons12.01.2022 11:07
-
Zaayeva15.01.2022 06:28
-
Polli200p08.06.2023 04:12
-
биг829.01.2023 14:51
-
ksennike05.04.2021 17:34
-
valera551530.07.2022 01:18
-
sasharudich29.05.2022 10:51
-
нвчббисмт22.01.2021 00:49