Есть ответ 👍

Фольклорные мотивы в повести н.в.гоголя "тарас бульба"

156
188
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


Образ главного героя повести «тарас бульба» создан на основе образов деятелей национально-освободительного движения украинского народа – наливайко, тараса трясыло, лобода, гуня, остраница и др. в повести «тарас бульба» писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа. судьба тараса бульбы описывается на фоне борьбы казачества против турецкого и татарского владычества. в образе тараса сливаются две стихии повествования – обычные явления и торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого – прославление мощи земли. создавая повесть «тарас бульба», николай васильевич гоголь внимательно изучал документально- материалы и фольклорные произведения. автор был глубоким знатоком и собирателем народного творчества. в песнях он находил отражение народной жизни.

1. нравственный принцип в народной сказке носит характер и является ядром жанра. победа добра над злом достигается сказочным героем при наличии определенных условий. одним из таких условий является чудесный вымысел. таким образом, пространство сказочного жанра образуют нравственный, волшебный и реальный планы. они имеют обязательный характер на всех этапах развития человеческого общества. 2. говоря о сказке как особом жанре, следует выделять две её разновидности. первая обычно связывается со сказками а.с. пушкина, п.п. ершова, в.и. даля, вторая — со сказками а. погорельского, в.ф. одоевского, м.е. салтыкова-щедрина. первые отличаются от вторых главным образом тем, что в них продолжают развиваться жанровые особенности фольклорной сказки: много-эпизодный, но завершенный, строящийся по трехчастной схеме сюжет, особый хронотоп (место и время действия не определено), система смысловых повторов и т.д. по мере выделения сказки в самостоятельный жанр она начинает более избирательно использовать перечисленные жанровые элементы, вырабатывая при этом свои собственные, в полной мере проявляющиеся в «нефольклорной» сказке. в результате обе выделенные разновидности сказки обретают большую авторскую окраску. 3. у сказки появляются свои, заметно отличающиеся от народной, жанровые особенности. поскольку лубочная сказка является промежуточным звеном между народной и сказками, то последняя заимствует от неё некоторые жанровые особенности, видоизменяя или подгоняя их под свою специфическую жанровую форму. поэтому у сказки появляются следующие отличительные черты: а) морально-нравственная установка остается та же самая, что и в народной сказке. сказка защищает человеческое достоинство, противопоставляя его всему антигуманному и противоестественному. именно это, являясь своеобразной «точкой опоры», придает сказке устойчивость и долговечность. б) от народной она отличается тем, что, если первая всегда имеет установку на вымысел (корни которого лежат в реальной действительности), то вторая на некоторую условную достоверность. эта жанровая особенность характерна и для лубочной сказки. однако авторы сказки не просто соединяют сказку с «былью», а мотивируют это особой ситуацией, в которую попадает герой; в) в сказке иное чем в народной и лубочной сказках пространство и время, иной хронотоп. место действия в ней часто реальное, но «реальность» особая, создаваемая самим автором сказки. поэтому часто в ней два мира как бы противостоят друг другу (мир реальный и выдуманный писателем). в этой сказке действует два времени: настоящее и условно настоящее. оба они обращены в будущее; г) фантастика в сказке мотивируется фантазией автора или особым состоянием главного персонажа (сном, мечтой); д) система персонажей часто напоминает фольклорную: герой, антагонист, даритель, . однако в эту традиционную систему в сказке вводится дополнительный персонаж: посредник между автором и другими героями; е) заметно усложняется композиция сказки. однако, в отличие от сказки лубочной, которая также отличается сложной композицией, писатели - авторы сказок, создавая собственные сюжеты, не пользуются традиционными фольклорными мотивами, а либо заимствуют их из художественной , либо полностью полагаются на авторский вымысел; ж) из жанра коллективного сказка превращается в жанр индивидуальный. в её центре фокусируется уже не фантастика, а фигура самого сказителя; 4. черты «» этой сказке : а) персонаж-рассказчик, дистанцирующийся от автора сказки; б) внутренний монолог персонажа в форме несобственно-прямой речи; в) авторская фантазия, выполняющая функцию сказочной фантастики; г) аллегорический и сатирический подтекст; д) психологический самоанализ характера сказочного персонажа; е) жанровый синкретизм. научная библиотека диссертаций и авторефератов dissercat

Популярно: Литература