стихотворение было написано в 1835 году.
поздний пушкин достигает удивительной духовной просветленности в прозе и в лирическом творчестве. исчезает восторг перед мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог, появляется умиленное созерцание духовной красоты в природе и в человеке.
как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, так и душа (в стихотворении ее символизирует образ тучи), проходя через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира. в стихотворении «туча» пушкин радостно эту гармонию, это душевное просветление:
довольно, сокройся! пора миновалась,
земля освежилась, и буря промчалась,
и ветер, лаская листочки древес,
тебя с успокоенных гонит небес.
Герой повести «пиковая » в эпилоге оказывается в больнице: «германн сошел с ума, он сидит в обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «3,7,туз,3,7, ». в 1830 годы карты и мистика - вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное - поработили умы столичных дворян. это увлечение имело под собой идеологическую почву. время николаевского правления, искоренение свободной мысли, гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. карты стали отдушиной и имитацией жизни: в карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести.мир карточных страстей подчинял человека. у а.с.пушкина была идеалистическая концепция об особой роли аристократии в общественной жизни. но надежды на аристократию не оправдались. именно в «пиковой » он рассчитывается со своими иллюзиями конца 1820- годов, когда возлагал надежды на родовое дворянство и клеймил новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями. пушкин создает родословную древнего рода томских, проследив этот род на протяжении почти столетия, показывает судьбу 3-х поколений графского рода. бабушка-графиня с мужем жили праздно, не обременяя себя ничем. у них было четверо сыновей: «все четыре - отчаянные игроки». один из них - отец молодого офицера- участника событий, действие которого происходит в 1830 году. главное занятие внука - карточная игра. томских - это деградация старинного дворянского рода. это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.мир, окружающий германна многозначен. и карты до утра, но нам открывается второй лик столицы, враждебно настроенный по отношению к человеку. германн - основной образ-символ повести.он - человек заурядный: молодой инженер, без роду без племени - сын обрусевшего немца. жил аскетично, мечтал утроить или даже усемерить оставленный ему отцом скромный капитал. единственное удовольствие - наблюдать за азартной игрой. его философия лишена значительности, ей чужда поэзия. смысл и содержание тайной жизни германна раскрыты и социально точно - он был в душе игрок.он может сдерживать себя, потому что умеет выжидать.им руководят азарт и расчет одновременно. игрокам свойственен авантюризм.тайная жизнь игрока германа развивается и существует в двух планах - в реальном и обобщенном. в первом случае раскрывается погоня германна за подвернувшимся ему случаем - узнать тайну 3-х карт и быстро увеличить свой капитал. в образе германна, его поступках, его игре и раскрываются нам тайные пружины буржуазного века. пушкин угадал характерную особенность сознания человека того общества, где все определяют деньги: он, этот человек, игрок. вся жизнь, построенная на конкуренции, на борьбе одного человека с другим за счастье и свой капитал, есть поединок, есть игра, в которой кто-то выигрывает, кто-то обязательно проигрывает и гибнет. идеалы германна, его погоня за призрачной тайной безумны, т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство.можно вспомнить особенности характера германна.(три верные карты - расчет, умеренность, трудолюбие. по национальности - , по профессии- инженер, душа - мефистофель, профиль - наполеон.три злодейства, страсти-сильные, воображение - огненное). мир, развративший германна, убивший в нем личность, так же безумен. три последние карты, которые повторяет герман, утверждает фатальную неизбежность поражения после первых удач. вместо туза обязательно выйдет , игрок в решающий момент «обдернется», как «обдернулся» герман, как «обдернулся» наполеон в момент своей самой азартной ставки.«наполеон-это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это- гений века, безумие германна». сложный вопрос,поэтому в 1 страничку не уложился.думаю,что вы выберете для сочинения нужный вам материал.