Есть ответ 👍

Ответить на вопросы раскол, происшедший в церкви xvii в., был церковным отражением… нравственного раздвоения общества под действием западной культуры. тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебных порядка понятий и чувств. общество разделилось на два лагеря, на почитателей родной старины и новизны, то есть иноземного, западного. руководящие классы общества, оставшиеся в ограде православной церкви, стали проникаться равнодушием к родной старине, во имя которой ратовал раскол, и тем легче отдавались иноземному влиянию. старообрядцы, выкинутые за церковную ограду, стали тем упорнее ненавидеть привозные новшества, приписывая им порчу древнеправославной церкви. это равнодушие одних и эта ненависть других вошли в духовный состав общества как новые пружины… тянувшие людей в разные стороны. 1) как в. о. ключевский характеризует церковный раскол? можно ли с ним согласиться? строки из текста документа, где об этом сказано. 2) можно ли согласиться с мнением в. о. ключевского, что причиной раскола стало влияние западной культуры? 3) определите отношение к излагаемым фактам.

167
444
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


Патриарх никон. а ключевский характеризует никона так: "из людей xvii века я не знаю человека крупнее, своеобразнее никона. но его не поймешь сразу : это — довольно сложный характер и, прежде всего, характер неровный. в спокойное время, в ежедневном обиходе, он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив". церковный раскол. важным фактором культуры в xvii в. была церковная реформа патриарха никона. она должна была уничтожить разночтение в богослужебных книгах и различия в обрядах, подрывавшие авторитет церкви. с необходимостью проведения реформы были согласны все: и никон, и его будущий противник протопоп аввакум. однако было не ясно, что брать за основу –давние переводы византийских богослужебных книг на старославянский язык, сделанные до падения константинополя в 1453 году, или сами греческие тексты, в том числе исправленные после падения константинополя. по указанию никона были сделаны новые переводы греческих текстов, при чем в них появились разночтения с древними славянскими . это послужило формальным основанием для раскола. все нововведения касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия. но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с ростом государственного вмешательства в дела общества, с усилением контактов с заграницей, со всем тем, что казалось и несоответствующим традиционному идеалу правды. таким образом, в расколе столкнулись три тенденции: государственная (представленная царем алексеем михайловичем и его окружением) , в рамках которой, церкви отводилась сугубо подчиненная роль; государственно-церковная, в традициях классического иосифменства (старообрядцы); теократическая, основанная на стремлении поднять церковную власть над светской, сделать церковь главным действующим лицом политической (никон) . патриарх никон вскоре после своего избрания стал самовластным владыкой церкви. он начал с устранения вмешательства в церковные дела своих прежних единомышленников по кружку ревнителей благочестия. никон даже велел не допускать к себе протопопов ивана неронова, аввакума, даниила и других. их жалобы не поддержали ни царь, ни стефан вонифатьев, ни ф. м. ртищев, которые уклонялись от вмешательства в действия патриарха. уже в конце 1652 г. некоторые из настоятелей монастырей, чтобы угодить никону, стали раболепно именовать его великим государем. их примеру последовали архиереи. в 50-х годах xvii в. энергичной и решительной деятельности никона был осуществлен комплекс мер, которые определили содержание и характер церковной реформы. перемены в обрядах были осуществлены на основе современных никону греческих книг и практики константинопольской церкви, сведения о которой реформатор получал главным образом от антиохийского патриарха макария. решения об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, созванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. эти решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между и константинопольской церквами. большинство перемен касалось оформления церковной службы и действий священно- и церковнослужителей во время богослужения. всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, «трисоставного» (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный), хождения во время обряда крещения по солнцу («посолонь» ) на хождение против солнца и некоторые другие перемены в обрядах. открытое столкновение между царем и патриархом, которое к падению никона, произошло в июле 1658 г. поводом для него послужило оскорбление окольничим б. м. хитрово патриаршего стряпчего князя д. мещерского 6 июля во время приема в кремле грузинского царевича теймураза. единственный выход из создавшегося положения заключался в низложении никона и выборе нового патриарха. с этой целью в 1660 г. был созван церковный собор, вынесший решение о лишении его патриаршеского престола и священства.
flower57
4,5(17 оценок)

Хз ты Башкириика да я тоже или кто

Популярно: История